Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
 

Екатерина САМСОНОВА

Зеркала фантазии

Как переживания сходят со страниц,
и куда лежит их дальнейший путь

Детская литература, как и любая другая, – это часть национальной и общечеловеческой культуры. И не просто часть, а как бы конспект, очень сильно сжатая и концентрированная история человечества, приправленная оценочными категориями. Это сливки человеческих архетипов, древних мифов, понятий о добре и зле. Гуще всего, конечно, все это замешено в сказках.
Ребенок родился и начинает расти, формируются основы начинающегося человека. Что там сформируется, зависит от многих факторов, но в первую очередь от помощи родителей, которые расскажут ему азы этого мира в единственно доступной ему пока форме – сказкой.
Согласитесь, злых сказок не бывает. Но согласитесь также, что добро – понятие не однозначное. Есть добро для смелых и для трусов, есть добро для правых и для левых. И сказок сочинено достаточно – только выбирай, какая тебе ближе по духу: про Трех Поросят или про Муравья-Путешественника, про Буратино или про Нильса, унесенного дикими гусями. Родители выбирают, а потом читают то, что выбрали своему чаду. И вот неожиданно какая-то сказка (чаще конечно же не одна) становится любимой. Ее перечитывают и перечитывают, и несмотря на то, что ребенок давно выучил ее наизусть и даже поправит вас, если вы ошибетесь при чтении, он все равно просит почитать ее еще и еще. Психологи даже выяснили, почему это происходит.
В середине двадцатого века они провели такой эксперимент. Маленьким детям читали несколько раз сказку про Красную Шапочку, затем показывали одноименный диафильм, потом опять читали. Читая ее очередной раз, они сняли у детей показатели КГР (кожно-гальваническая реакция – слабые электрические токи в коже человека, очень чувствительные к его эмоциональному состоянию). Оказалось, что еще за некоторое время до появления в тексте волка дети начинали эмоционально реагировать – они заранее переживали еще не наступивший ужасный поворот событий. По итогам эксперимента сделали вывод, что именно ради этого момента – момента переживания – дети и просят почитать им давно уже ничего нового не несущий текст.
Ребенок переживает события жизни сказочных героев так же, как события собственной жизни. Он фантазирует, подставляет себя на их место. И здесь становится важно, за кого он переживает, что за сказку читают ему родители. У него еще нет этих взрослых многогранных понятий, у него добро и зло еще четко разведены, он точно знает, что ему нравится Красная Шапочка и не нравится Серый Волк. В этой однозначности таится и небольшая опасность. Если герой хороший – все его качества и поступки тоже хорошие. Помните, например, сказку «Вершки и корешки» – медведь плохой, крестьянин хороший, обманул медведя, все съедобное забрал себе – молодец, мужик, умный, смекалистый. Медведь остался голодным – это за кадром. Встречали потом взрослых с такой жизненной философией?
Таким образом, в зависимости от того, что за мораль у данной сказки, в моменты этих детских переживаний начинают формироваться самые первые жизненные ценности. Даже не ценности еще, а только первые камушки в будущей большой пирамиде. То есть задается направление движения.
А дальше дети начинают читать сами (если начинают, конечно же, но об этом разговор отдельный). Если отнестись к этому факту с точки зрения возрастной психологии, то цепочка следствий окажется колоссальной по размеру и по значению. Во-первых, это прыжок в омут языка, в котором отражается весь опыт человечества и который в свою очередь структурирует наше сознание. Ширятся семантические поля, «тренируется» символическая функция. Появляются всякие неоднозначности. Мир завертится даже не тогда, когда ребенок впервые осознает парадокс, а тогда, когда он ему впервые улыбнется и сделает первый сознательный выбор между неоднозначностями. Между Гердой, Маленькой Разбойницей, Принцессой и Снежной Королевой. Все почти как в начале, только не родители выбрали книжку, а ты сам достал ее с полки, и выбор делает не голая эмоция, а уже что-то, что эмоцией только дополнено. И от этого выбора зависишь весь ты, ты выбираешь способ жизни – между образами жизни индейцев, пиратов, мушкетеров или веселых трубадуров. От точности выбора зависит мировая гармония.
Есть еще один важный момент: внутри чтения расцветает внутренний диалог – с самим собой, с любым образом, возникшим в сознании. Та способность брать самого себя в собеседники (и потребность в этом), которая никак иначе не может развиться. Из этого потом появляются стихи и вера в Бога.
Как ни жаль, но современные дети практически не читают книг. С самого начала закрученные сумасшедшей скоростью жизни родители выбирают кассету с мультфильмами или просто включенный телевизор. Если спросить их, что они читали своим детям, когда те были маленькими, они ответят, что им было не до того.
Новое поколение детей взращено видеокультурой, поставляющей образы в готовом виде. Их герои заботливо облечены плотью краски или компьютерной графики. Они потребляют образы. Это гораздо проще, чем создавать их самому, и постепенно внутренние средства для их создания практически перестают использоваться. Фантазия и рефлексия – вот два атавизма эпохи видеоряда, они практически полностью отсутствуют у современных детей. Им на смену приходят репродуктивность мышления и инфантилизм, которые они бережно несут сквозь годы, взрослея. Дети читают фэнтази, потому что миры, которые описывают эти книги, очень яркие и чаще всего детально прописанные, картинка строится сама собой, без лишних усилий. Это, конечно, не самые худшие книги, но боюсь, что настоящую ценность среди них представляют очень немногие – несколько хороших авторов: Толкиен, Урсула Ле Гуин, Клайв Стейплз Льюис.
Видимо, этот жанр – один из последних, сквозь который еще можно говорить с большинством детей. Как с большинством взрослых – сквозь детективы и любовные романы в мягких обложках. Наступает эпоха литературного мусора и репродуктивного мышления. Но с другой стороны – чем больше пустой породы, тем ценнее блеснувший самоцвет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru