СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Белый снег лежит на деревенских полях.
Новая страница открытой книги. Пусть она будет
радостной и светлой. Забудем в новом году
яростные споры о том, закрывать или не закрывать
сельские школы. Давайте радоваться зимним
праздникам вместе с нашими детьми – ждать гостей
и печь пироги. Мы не хотим писать суровые
публицистические статьи и статистические
отчеты, мы хотим сегодня поговорить о том, о чем
всегда говорят в учительских. Даже в тех, где полы
деревянные и некрашеные. Поговорим о том, чему и
как учить деревенских детей, какой премудростью
мы одарим их, выводя на дорогу нового года.
Урок, который нашли в сугробе
По страницам учительских конспектов
Маленьким школам плохо. Нет новых
учебников, книжек в библиотеке, преподавателя
иностранного языка, физкультуры, нет краски для
ремонта. Над многими из них висит постоянная
угроза закрытия. И каждая выбирает свой путь –
томительного ожидания свершения неизвестной
судьбы или (все-таки!) сотворения своей жизни по
своему плану.
Можно бесконечно жаловаться, а можно потихонечку
придумывать что-то самому, не ожидая помощи, как
это делают учителя сельских малочисленных школ,
расположенных вокруг тихого старинного Углича.
Местное управление образования с радостью
поддерживает учительскую инициативу. Вот издали
недавно сборник авторских разработок
разноуровневых и разновозрастных уроков из
опыта нескольких маленьких деревенских школ. И
нет у них ощущения беспомощности и
безвыходности, напротив, чувства возникают самые
замечательные – интерес, радость, восторг.
Безударные гласные... на дороге
Безударные гласные в корне слова – одна
из самых трудных тем в начальной школе, требующая
постоянного повторения. Дети ошибаются и не
любят безударных гласных. Гораздо интереснее
смотреть на проселочную дорогу за окном, полную
жизни, чем писать бесконечные упражнения. И
учительница Клементьевской средней школы
Татьяна Волкова решила не уводить детей с дороги,
загоняя в класс, а превратить урок русского языка
в путешествие по окрестным деревням. В классе
вместе занимаются второклассники и
третьеклассники, перед ними на столе разложена
карта Ярославской области, карточки с заданиями,
картинки, тексты.
– Ребята! Посмотрите на карту нашей Ярославской
области. На что похожа наша земля? На сердце! Это
место, где наше сердце радуется, живет, потому что
это наша родина. Давайте отправимся в
путешествие по нашей области, по деревням нашего
хозяйства.
Ребятам нравится такое неожиданное начало урока,
они с интересом рассматривают карту района
(кстати, ученики четвертого класса уже вполне
смогут изготовить такую карту сами), где большими
буквами выделены названия окрестных деревень. В
каждом из них пропущены безударные гласные.
Ребята ищут проверочные слова, а заодно
рассуждают об этимологии названий мест:
“Добрилово – наверное, там добрые люди живут!”
Ученики третьего класса проверяют работу у
второклассников, исправляют ошибки, нарочно
допущенные учителем в диктанте, который они ему
диктуют. Вроде бы обычный урок с упражнениями и
проверкой, но все время идет разговор о жизни
конкретных людей, соседей: чем они заняты, какие у
них проблемы? Одна из деревень, Плоховка, нежилая.
– Да, есть такие деревни в нашей округе, – с
грустью говорит учительница. – Одни печные трубы
да одинокие деревья напоминают о том, что здесь
когда-то жили люди. Может быть, вы знаете еще
такие деревни?
И неожиданно притихшие дети называют еще
несколько таких деревень – Михали, Митьково,
Саулино, Рыжницы...
Уравнения весной
Еще более удивительный случай – урок
математики в середине февраля, в котором
участвуют одновременно ученики 1–4 классов
Терютинской средней школы. Толстой говорил:
«Уберите предметное знание и поговорите с
ребенком о том, что случилось сегодня утром». В
Терютинской школе математика связана с живой
жизнью – сегодня утром начал таять снег, и
невозможно оторваться, хочется сбивать сосульки
с крыльца. И считать их заодно, например.
Урок про уравнения – попытка совместить
интересующие события и программные требования.
Учитель говорит с детьми о сугробах под окнами,
ярком солнце, приближающейся весне. А потом
шестилетки рисуют солнышки в тетрадях и считают
лучики, а второклассники – четвероклассники тем
временем заняты устным счетом, «вытаскивая из
сугробов», нарисованных на доске, примеры на
сложение и вычитание. Потом малыши-первоклашки
предлагают старшим ребятам простые задачи, по
условию которых они должны составить уравнения,
а четвероклассники объясняют младшим ребятам
принцип решения уравнений. Потом все вместе
мастерят картонные кормушки для птиц,
рассчитывая периметр и площадь (первоклассники
измеряют длину стенок кормушки). Все работают
вместе, помогая друг другу, и при этом каждый
делает то, что ему по силам. И наступающая за
окном весна мимо не проходит. А это очень важно
для деревенского ребенка.
Диалоги о млекопитающих
Мне кажется отличной идеей в маленькой
сельской школе, где все друг друга знают,
проводить совместные уроки не только для
начальных классов, но и для классов, где учатся
подростки 11–13 лет. Для них особенно важно в этом
возрасте получать те знания, которые они могут
тут же применить в жизни. Хотя бы, например, на
общем уроке по биологии, где старшие и младшие
учат друг друга. Один из вариантов такой
деятельности предложен учительницей Ординской
основной школы Натальей Кашиновой.
“Вы учитесь в разных классах, но на уроках
природоведения и биологии изучали похожие
темы”, – говорит она в начале урока. И предлагает
продемонстрировать друг другу имеющиеся уже
знания о млекопитающих и их классификации.
Пятиклассники вразнобой называют самых
невероятных животных (почему-то особенно
популярны дикий як, индийский буйвол и синий кит).
А восьмиклассники щеголяют перед младшими
знанием красивых слов – названий отрядов
млекопитающих: парнокопытные, ластоногие,
грызуны. Затем восьмиклассники подбирают
подходящие пары. Следующее задание вполне
доступно пятиклассникам: подумать о значении
слова “млекопитающие” и поговорить о роли
некоторых млекопитающих в природе. Затем все
вместе составляют цепи питания, учитель
проверяет работу восьмиклассников,
восьмиклассники – пятиклассников. Потом
непринужденный разговор о знакомом деревенским
детям – пользе домашних и диких животных для
человека. Такой диалог ребята проводят
совершенно спокойно, без вмешательства учителя.
Он только слушает и записывает на доске наиболее
интересные реплики. И развивает тему дальше,
предлагая поговорить об охране особо ценных
видов, рассказывая о заповедниках в Ярославской
области. Но слишком долгие разговоры
утомительны. Поэтому следующая часть занятия
посвящается индивидуальной и парной работе
пятиклассников по освоению новой информации об
охране природы при помощи учебников и
немногочисленной, правда, справочной литературы.
В это же время восьмиклассники записывают
основные признаки млекопитающих. В конце урока –
выводы по кругу и раздача домашнего задания.
Таких уроков в сборнике описано множество. Это
всего лишь три примера. Может быть, недостаточно
замысловатые, яркие, эффектные. Но мне почему-то
кажется, что именно они позволяют сельским
ученикам достигать сразу многого – чувствовать
себя одной большой семьей, делиться имеющимися
знаниями с теми, кому они могут пригодиться, и
главное – само знание получается живым,
настоящим, не оторванным от личного опыта
ребенка и здорово расширяющим его.
По материалам сборника “Из опыта
работы сельской малочисленной школы”,
подготовленного информационно-методическим
центром Управления образования Угличского
муниципального округа
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|