УЧЕБНИКИ
Об архитектурных шедеврах –
популярно и со знанием дела
Овсянников Ю.М.
История памятников архитектуры.
От пирамид до небоскребов. –
М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2001
К сожалению, эта книга стала последней работой
известного искусствоведа и издателя Юрия
Максимилиановича Овсянникова. Вскоре после
выхода «Памятников архитектуры» в свет он
скончался. Как и в других своих трудах, здесь
Овсянников демонстрирует умение просто
рассказать об эстетических категориях и, в
частности, о таком сложном виде искусства, как
архитектура. Он прослеживает историю
архитектурных шедевров от пирамиды Хеопса до
Большой арки Дефанса под Парижем. Всего дано
двадцать портретов великих архитектурных
памятников. Цель книги – рассказать «о наиболее
примечательных зданиях, возведенных в разные
времена различными народами». Она будет полезна
как на уроках истории, так и при изучении курса
мировой художественной культуры. Овсянников
главное внимание уделяет тому, почему именно так,
а не иначе построено то или иное архитектурное
сооружение. Он подчеркивает, что «архитектуру
часто называют каменной симфонией, музыкой в
камне, застывшей музыкой. А лучшие памятники в
истории мирового зодчества можно по праву
назвать аккордами этой симфонии. Они и сегодня
звучат величаво и торжественно, прославляя
мастерство и разум». Автор книги, как опытный и
искусный дирижер, исполняет перед нами
«архитектурную симфонию». Мы узнаем, в частности,
что ступенчатые пирамиды в Египте родились
потому, что необходимо было уберечь скрытые в них
сокровища от грабителей. Создатель пирамид
архитектор Имхотеп, «чтобы сберечь мумию
фараона, решил поставить одна на другую шесть
уменьшающихся мастаб (гробниц)… Теперь
грабителям было неизвестно, в какой из мастаб
пирамиды погребен правитель и где лежат его
сокровища». Ученые подсчитали, что 100 тысяч
строителей, работая по три месяца в году,
возводили пирамиду в среднем за 20 лет. А Имхотепа
после смерти объявили богом. Овсянников подробно
описывает, как строились архитектурные шедевры и
что в них примечательного, делающего их
по-настоящему уникальными, чем они потрясают
людей на протяжении веков. Так, в египетских
храмах «смена света и полутьмы, ярких росписей и
строгих темных скульптур подавляли человека,
рождая в нем томительное ощущение своего
ничтожества перед всемогуществом царей
небесного и земного». А Церковь Покрова
Богородицы на Нерли «должна была стать не только
памятником воинской победы, но и символом
безраздельной власти князя Андрея Боголюбского
над окрестными землями. Поэтому и красотой своей
должна была отличаться от всех других церквей
Владимирского княжества… Она похожа на
стройную, юную красавицу, вышедшую поутру на
берег реки». Реймсский собор назван каменной
симфонией готики, а стиль модерн сравнивается с
промелькнувшей на небосклоне кометой.
Овсянников считает, что «понятие стиль эпохи
должно отвечать нескольким условиям. Первое –
устойчивое использование одинаковых элементов и
приемов. Второе – логичное сочетание с
архитектурой различных видов искусства –
декоративного, прикладного, живописи и
скульптуры. Третье и, пожалуй, самое главное –
произведение должно соответствовать
требованиям, которые люди предъявляют к жилищу и
общественным зданиям, а также –
научно-техническому уровню эпохи». Поэтому, в
частности, он отказывает в праве называться
стилем эпохи псевдорусскому стилю, принципы
которого слишком уж не соответствовали созданию
многоквартирных зданий из стекла и бетона. Вывод
автора книги сводится к тому, что модерн, хотя и
не имел надежной основы, но «обязан был появиться
хотя бы потому, что он внес новое, целесообразное
в планы зданий» и бросил свой отблеск «на
последующие направления в искусстве архитектуры
XX столетия». Как подчеркивает Овсянников, «в наш
современный технический век мы привыкли к
быстрой смене впечатлений. Как часто, бросив
взгляд на скульптуру, картину, тот или другой
памятник, мы уже торопимся дальше… Так подчас
смотрим и произведения архитектурного
искусства… Мы забыли, что искусство
пространственное. Знакомство с ним, познание его
возможно только в движении». Его книга помогает
именно такому, объемному и динамичному, взгляду
на архитектурные шедевры.
К книге приложен краткий словарь архитектурных
терминов. Она иллюстрирована
высококачественными фотографиями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|