Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Об архитектурных шедеврах –
популярно и со знанием дела

Овсянников Ю.М.
История памятников архитектуры.
От пирамид до небоскребов. –
М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2001

К сожалению, эта книга стала последней работой известного искусствоведа и издателя Юрия Максимилиановича Овсянникова. Вскоре после выхода «Памятников архитектуры» в свет он скончался. Как и в других своих трудах, здесь Овсянников демонстрирует умение просто рассказать об эстетических категориях и, в частности, о таком сложном виде искусства, как архитектура. Он прослеживает историю архитектурных шедевров от пирамиды Хеопса до Большой арки Дефанса под Парижем. Всего дано двадцать портретов великих архитектурных памятников. Цель книги – рассказать «о наиболее примечательных зданиях, возведенных в разные времена различными народами». Она будет полезна как на уроках истории, так и при изучении курса мировой художественной культуры. Овсянников главное внимание уделяет тому, почему именно так, а не иначе построено то или иное архитектурное сооружение. Он подчеркивает, что «архитектуру часто называют каменной симфонией, музыкой в камне, застывшей музыкой. А лучшие памятники в истории мирового зодчества можно по праву назвать аккордами этой симфонии. Они и сегодня звучат величаво и торжественно, прославляя мастерство и разум». Автор книги, как опытный и искусный дирижер, исполняет перед нами «архитектурную симфонию». Мы узнаем, в частности, что ступенчатые пирамиды в Египте родились потому, что необходимо было уберечь скрытые в них сокровища от грабителей. Создатель пирамид архитектор Имхотеп, «чтобы сберечь мумию фараона, решил поставить одна на другую шесть уменьшающихся мастаб (гробниц)… Теперь грабителям было неизвестно, в какой из мастаб пирамиды погребен правитель и где лежат его сокровища». Ученые подсчитали, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, возводили пирамиду в среднем за 20 лет. А Имхотепа после смерти объявили богом. Овсянников подробно описывает, как строились архитектурные шедевры и что в них примечательного, делающего их по-настоящему уникальными, чем они потрясают людей на протяжении веков. Так, в египетских храмах «смена света и полутьмы, ярких росписей и строгих темных скульптур подавляли человека, рождая в нем томительное ощущение своего ничтожества перед всемогуществом царей небесного и земного». А Церковь Покрова Богородицы на Нерли «должна была стать не только памятником воинской победы, но и символом безраздельной власти князя Андрея Боголюбского над окрестными землями. Поэтому и красотой своей должна была отличаться от всех других церквей Владимирского княжества… Она похожа на стройную, юную красавицу, вышедшую поутру на берег реки». Реймсский собор назван каменной симфонией готики, а стиль модерн сравнивается с промелькнувшей на небосклоне кометой. Овсянников считает, что «понятие стиль эпохи должно отвечать нескольким условиям. Первое – устойчивое использование одинаковых элементов и приемов. Второе – логичное сочетание с архитектурой различных видов искусства – декоративного, прикладного, живописи и скульптуры. Третье и, пожалуй, самое главное – произведение должно соответствовать требованиям, которые люди предъявляют к жилищу и общественным зданиям, а также – научно-техническому уровню эпохи». Поэтому, в частности, он отказывает в праве называться стилем эпохи псевдорусскому стилю, принципы которого слишком уж не соответствовали созданию многоквартирных зданий из стекла и бетона. Вывод автора книги сводится к тому, что модерн, хотя и не имел надежной основы, но «обязан был появиться хотя бы потому, что он внес новое, целесообразное в планы зданий» и бросил свой отблеск «на последующие направления в искусстве архитектуры XX столетия». Как подчеркивает Овсянников, «в наш современный технический век мы привыкли к быстрой смене впечатлений. Как часто, бросив взгляд на скульптуру, картину, тот или другой памятник, мы уже торопимся дальше… Так подчас смотрим и произведения архитектурного искусства… Мы забыли, что искусство пространственное. Знакомство с ним, познание его возможно только в движении». Его книга помогает именно такому, объемному и динамичному, взгляду на архитектурные шедевры.
К книге приложен краткий словарь архитектурных терминов. Она иллюстрирована высококачественными фотографиями.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru