ДОМАШНИЙ АРХИВ
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ
«Помните обо мне...»
Портрет героини одного из наших
очерков приехал из Русского музея в столицу
К.ПЕТРОВ-ВОДКИН. “ДЕВУШКА У ОКНА”
Я узнал об этом несколько дней назад. И
вот декабрьским вечером я иду на свидание.
Начинается синий московский вечер. Зазывалы в
кафтанах и колпаках шумят, завлекая публику на
распродажи. Я оглядываюсь на блестящие витрины и
вспоминаю одну из любимых фраз Симона Львовича
Соловейчика: как много вокруг вещей, которые мне
не нужны!
Волнуюсь: а вдруг ее не привезли? Все картины
Петрова-Водкина привезли, а ее оставили. Или она
на реставрации...
Я вошел в зал небольшой галереи на Неглинной
улице и вдруг понял: она здесь.
«Девушка у окна».1928 год. «Холст, масло. 114х88,5».
Раньше я видел эту картину только на
репродукциях, а когда был в Русском музее, то даже
заблудился в его залах, но так и не нашел.
Я пришел поклониться «Девушке у окна» от той, что
семьдесят три года назад вошла в комнату в белой
блузке и с косами, заплетенными у висков, а
художник сказал: «Наденьте, пожалуйста, то
платье, в котором я вас здесь впервые увидел...»
Тем летом ей было восемнадцать, и она отдыхала с
родителями в деревне Песочки. Среди друзей отца
был и художник в белых брюках и хламидообразном
пальто.
Наталия Григорьевна Завалишина, героиня
портрета «Девушка у окна», живет сейчас на Урале,
в Нижнем Тагиле, с детьми, внуками и правнуками. О
ее удивительной судьбе «Домашний архив»
рассказывал несколько лет назад (11 марта 1997 года).
И вот теперь впервые ее портрет работы Кузьмы
Сергеевича Петрова-Водкина приехал в Москву из
Петербурга, из Русского музея, где он еще до войны
находился в постоянной экспозиции. Правда,
последние десять лет, как мне сказали
специалисты, портрет провел в запасниках.
«Когда целое поколение сменяется и уходит, оно
еще оставляет нам на какой-то срок своих одиноких
часовых, последних вестников прошлого, способных
донести до нас дыхание былой эпохи. И внезапное
пересечение их с нашей жизнью поражает, как весть
с иной планеты...»
Эти строки замечательного критика Владимира
Лакшина вспоминаются мне, когда я думаю о своей
встрече с Натальей Григорьевной Завалишиной.
Она родилась за три года до начала Первой мировой
войны в семье петербургского историка Григория
Котлярова. Осенью 1917 года он стал первым выборным
директором Царскосельского реального училища.
Детство Наташи прошло в местах, священных для
русской культуры.
В мае 1932 года Наташа Котлярова вышла замуж за
Алексея Завалишина, одного из потомков
декабриста Завалишина и полководца Кутузова. Их
венчание в одном из уцелевших царскосельских
храмов было последним в городке, уже
переименованном в Детское Село. Больше здесь
никто не венчался. На свадьбе у Наташи были
Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Кузьма
Петров-Водкин....
В книге мемуаров, полностью еще нигде не
опубликованной, Наталья Григорьевна вспоминает
обо всех этих замечательных деятелях русской
культуры так, как будто не прошло многих и многих
десятилетий. Самые трагические страницы в этой
книге – блокадные. За две первые военные зимы
Наталья Григорьевна потеряла отца, мать, мужа,
тестя...
С дочкой Ириной на руках она ехала через всю
страну из умирающего Ленинграда в Нижний Тагил.
Здесь Наталья Григорьевна почти сорок лет
преподавала английский. Почти весь город – ее
ученики.
Недавно мы опубликовали небольшой фрагмент из ее
воспоминаний и вот на днях получили ответ: «...Я
совершенно потрясена вашим подарком, газетами
«Первое сентября». И еще благодарна за три
экземпляра. Мне именно столько и надо... Еще раз
большое спасибо. Помните обо мне... Ваша Наталья
Григорьевна Завалишина».
Портрет «Девушка у окна» можно до 10
января
увидеть на выставке «Кузьма Петров-Водкин.
Из коллекции Государственного Русского музея».
Московский центр искусств, ул. Неглинная, 14, с 11.00
до 19.00.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|