Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Образовательное путешествие и урок... Многие считают, что сегодня одно невозможно без другого. А между тем жизненное пространство учебного года безраздельно занято уроками. Что делать? Может, отправиться в путешествие? Кто сказал, что ездить по стране с детьми хорошо только летом, в свободное от уроков время? У авторов этой страницы другой опыт. Осень и зима, плацкартный вагон и деревенская изба...

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Школа птичьего полета

Орнитология как часть... педагогики

Любое путешествие – бесценный жизненный опыт для ребенка, мощная образовательная ситуация, всегда комплексная, развивающая социальные и нравственные качества, предметные умения. Путешествие всегда эмоционально ярко окрашено, оно помнится дольше большинства уроков. Выход за пределы родного дома, родной школы – всегда выход за рамки привычного, за рамки себя прежнего, освоение нового мира, новых ролей.
Все вышесказанное никем не оспаривается. Но как же организовать образовательное путешествие? Схем множество. Недавно я опробовала еще одну, новую для меня, учителя массовой школы, но часто используемую в различных профильных кружках и научных обществах, в частности, в биологическом кружке Дарвиновского музея, руководит которым Екатерина Преображенская. Основная идея – приобщение ребенка к настоящей исследовательской    работе, погружение его в мир современной науки и ученых. Не в качестве экскурсанта, наблюдателя, а в качестве полноправного участника, коллеги. Количество ребят очень важно! Требуется не более семи-восьми человек, иначе не сложится полноценное общение с внешним миром, дети более охотно и привычно будут «тусоваться» друг с другом.
Итак, орнитология, международная биостанция на Куршской косе в Балтийском море, уникальное научное сообщество с интереснейшей, более чем вековой историей. Над узенькой полосой суши, над дюнами летят осенью и весной огромные птичьи стаи, повинуясь инстинкту.
Ребята в путешествие отправились самые разные – и «примерные», и «хулиганы». Перед поездкой мы тщательно обсудили цели экспедиции: каждый собирался сделать свой биологический проект – какой, неизвестно, ведь среди нас не было специалистов, но все были готовы учиться и честно помогать сотрудникам биостанции. Обсудили и правила поведения, большинство из которых сводилось к тому, что мы не должны нарушить чужой и незнакомый нам уклад жизни, заведомо уважаемый, признаваемый всеми как ценность. Как видите, степень неопределенности была довольно высока. Я, учитель, точно так же многого не понимала, не могла посоветовать, руководить, как обычно бывает в школе, где я ориентируюсь все-таки лучше большинства учеников. Мы в равной степени были готовы войти в новый мир, новые роли.
На биостанции наша жизнь в первую очередь зависела от ритма работы. Каждый час в любую погоду от восхода и до полной темноты два человека выходят на маршрут, чтобы проверить сети и освободить попавших туда птиц. Задача сложная, нужны ловкие пальцы и терпение. В первый день от неумения погубили трех корольков – самых маленьких, хрупких. Мальчишки их не выбросили, как посоветовали биологи, для которых это привычно. Птиц потихоньку, чтобы никто не осмеял, похоронили в зарослях.
Пальцы постоянно в царапинах от острых клювов. Лучше всего получается у Саши, у которого до сих пор в школе ничего не получалось. Ему первому доверили идти на маршрут без научного сотрудника. Потом все ребята работали сами по своему графику. Кстати, я так и не научилась выпутывать птиц, слишком боялась повредить их. Поэтому на маршрут ребята меня одну не пускали.
Потом все пойманные птицы в специальной кольцовочной комнате взвешиваются, измеряются, записываются в особые журналы, их кольцуют и отпускают на волю. Множество терминов, латынь. Нельзя ошибиться – статистика пролета птиц ведется более ста лет, даже во время войн ученые работали. Данные учета используют и в Африке, и в Голландии, куда полетят окольцованные зяблики, корольки, синицы. Городские, да и деревенские школьники открывают, что птиц не 5–6, а сотни видов. У каждой свой характер, своя красота. Они есть и в городе, просто мы не знаем их «в лицо», потому не замечаем.

Мир обретает образ, имя

И снова обход. В свободное время приходится чистить сетки от листьев и веток, зашивать их, ставить и снимать ночные сети… Да мало ли работы для тех, кто, не имея особой квалификации, все же хочет послужить науке. А зачем все эти сложности? Смысл исследований проясняется не сразу – ведь лекций никто не читает. Ребята задают вопросы, о чем-то догадываются сами, что-то вычитывают в книгах, неожиданно ставших интересными. Они просто болтают с молодыми лаборантами и докторами наук.
Школьники постепенно втягиваются сначала в деловое, а потом и неформальное общение с представителями международной научной элиты. За обеденным столом рядом орнитологи из Германии, Франции, Америки. Беседа идет на разных языках. Названия птиц – по-латыни. Кто-то вспомнил забавную историю. «На каком языке рассказывать?» В основном на английском, конечно. Некоторые ученики успешно применяют школьные познания в иностранном, некоторые больше жестами изъясняются, просят друзей перевести.

Мир открыт и разнообразен

На станции одновременно с нами оказалась российско-французская киногруппа. Они собираются снимать научно-популярный фильм об этом уникальном месте, о загадках, которые предстоит открыть. Что больше всего заинтересует непрофессионального зрителя? Режиссер просит помощи у ребят. Что их поразило, то и других не оставит равнодушными. Дети целый час дают интервью. Очень серьезно и ответственно анализируют свои впечатления, говорят о личном смысле работы.
– Я выпускаю тут птиц, а они долетают до Египта. Такие маленькие, так далеко. Или не так уж далеко? Земля не такая уж огромная.
– Птицы крохотные, и мозгов-то мало, а как сложно и хитро у них в жизни все устроено.
– Я впервые держал в руках живую дикую птицу. Я чувствовал ее сердце в своей руке. Она не боялась меня.

Мир, в котором ты что-то значишь

В конце беседы Леша интересуется, зачем французы ехали так далеко. Те же птицы летают и у них под Парижем. В ответ выслушивает восторженную речь об уникальности России. Больше нигде в Европе не сохранилась дикая природа в таком многообразии форм и в такой первозданной нетронутости. Неожиданный для подростка взгляд на свою страну. Он об этом не задумывался, больше привык видеть недостатки.
Конечно, работа не единственное наше занятие. Куршская коса – потрясающе красивое и необычное место. Причудливая история, природа, климат. Все хочется увидеть, не хватает времени, много радости. Янтарь на берегу. В лесу увидели кабана, он убежал в одну сторону, мы – в другую, одинаково напуганные. Красная смородина и ежевика на просеках – последний подарок ушедшего лета. Чудные птицы, которых страстно определяем при помощи бинокля и справочника.
Экспедиция проходила в середине октября – разгар первой четверти. Дело в том, что птицы не знают ничего про учебные планы. В другое время на станцию приезжать бессмысленно. Помощники нужны именно сейчас. Но дети-то пропустили две недели учебы. Пропустили? Мучимая угрызениями совести, я стала считать, какими предметами школьной программы и в каком объеме мы занимались в путешествии.
Во-первых, биология. Тут сомнений нет, выучили больше, чем за многие годы сидения за партой с учебником. И не только про птиц. В природе все связано. Растения, животные. Даже в анатомии разбираться стали. Как пригодились прежние книжные познания! И уроки нужны, нельзя приезжать неподготовленным – мало сумеешь понять. Но насколько живее, глубже стало изучение биологии. Теперь, вернувшись в Москву, ребята иначе воспринимают привычные занятия.
Во-вторых, география. Разбираясь с картами миграции птиц, выучили и страны, и районы, и климат. А уж сколько пришлось ориентироваться на местности – говорить нечего.
В-третьих, история. Столько событий, дат связано с этой землей. Мы разобрались в смене властей, названий. Сходили в музей, поговорили с людьми.
В-четвертых, физкультура. Каждый день многокилометровые маршруты, экскурсии. Иногда и в футбол поиграть успевали. Плавание, или скорее закаливающие процедуры, в море. Про иностранный язык я уже много написала. Словесность тоже не осталась в стороне. Вели дневники, писали письма, читали книги. К сожалению, в стороне остались математика с физикой. Но это просто потому, что я не разбираюсь в них. Другой специалист наверняка нашел бы им место в нашей образовательной программе. Без единого урока, без учебного плана. Но разве мы пропустили учебу?

Мир естественного ненасильственного образования

Для любого дела важен итог. Что мы имеем? Заранее запланированные работы, конечно, пишутся, но без энтузиазма. Они все-таки явно учебные, а там было участие в настоящем исследовании. Напоминаю, не для отдельных «продвинутых» детей – для самых обычных. В первый, а может, в последний раз в жизни попавших в научную среду. У них сложился яркий привлекательный образ такой среды и такой работы. Они не будут с презрением говорить, что ученые – бездельники и белоручки.
На обратном пути при помощи нашего биолога Екатерины Преображенской созрел план продолжить изучение птиц в Москве. Такая информация действительно нужна ученым. Как ни странно, про миграцию московских птиц известно не так много. Кроме того, можно приобщить младших ребят к увлекательному делу разглядывания пернатых. Если повесить под окном в классе кормушки, несколько дней посидеть со справочником и научиться узнавать всех гостей, то появятся выводы о численности разных видов, о режиме питания.
На днях Саша сказал, что до сих пор, сидя на кухне дома, смотрит на балкон: какие птицы под окном летают. Приятно встретить старых знакомых.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru