Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2001

Первая тетрадь. Политика образования


ТО-ТО И ОНО

Наталия ИШТРИКОВА

Реформа на экономических тормозах

В Государственной думе по инициативе Комитета по образованию и науке и общественного совета по экономике образования состоялись парламентские слушания “Проблемы законодательного регулирования экономических отношений”

Закон РФ “Об образовании” в его экономической части почти не работает.
Нормы, определяющие объемы финансирования, налоговые льготы и освобождения, не выполняются, не разработаны и не утверждены федеральным законом нормативы финансирования. Если закон не работает, значит, у него нет соответствующих механизмов – подзаконных актов, соответствующих юридических норм в других законах. Они не разработаны и не приняты.
Практически у экономики образования нет не только надежной законодательной основы для обеспечения школы всем необходимым, но нет и возможностей для модернизации.
Можно сказать, что образование является нищим в строгом соответствии с существующей системой законодательных норм, а богатым оно стать не может – это противозаконно.
И хотя слушания затевались во многом как дискуссия по самым острым вопросам сегодняшнего дня – единому экзамену и ГИФО, на деле, как заявила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Глебова: «Депутатам имеет смысл более критично отнестись к своей работе – ведь именно дума не обеспечила экономике образования законодательную основу».

Необходимо, сказал заместитель министра образования России Григорий Балыхин, предоставить образовательным учреждениям возможность самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от дополнительной деятельности. Первоочередная задача также – определить зону ответственности государства за образование. Это касается действия всех законодательных механизмов, норм учредительства, субсидиарной ответственности за финансирование. Важно разобраться и в том, почему региональные администрации с энтузиазмом принимают предложения об экспериментах в образовании (в частности, по 12-летке) – ведь дело не в общественном консенсусе в этих регионах, а в том, что субъекты Федерации стремятся получить средства на эксперимент в рамках безликих трансфертов. Таким образом, характер образовательной политики вновь и вновь зависит только от несовершенства межбюджетных отношений. И от скорейшего принятия финансового норматива в образовании, идея которого по-прежнему остается популярной, но вскоре может себя дискредитировать, если государство не сделает наконец решающего шага по введению норматива в реальную экономику образования.
В настоящее время многие школы самостоятельно проводят эксперименты по отработке механизма нормативного финансирования. Активно ведется такая деятельность в сети федеральных экспериментальных площадок. Но важно при расчете нормативов учитывать не минимизированную тарификационную стоимость обучения, а реальную стоимость образовательной программы, рыночные цены оплаты преподавательского труда, то есть вывести из тени те средства, которые родители доплачивают, для того чтобы обеспечить достойный уровень образовательных услуг.
Представитель администрации Самары Алла Волчкова рассказала о том опыте введения финансового норматива, который наработан в Самаре. По ее словам, с введением нормативного финансирования больше медлить нельзя.

А что касается единого экзамена и ГИФО – мнения звучали самые разные. Серьезной дискуссии на эту тему не получилось, было много политики и мало собственно экономики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru