Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ОБРАЗ

Людмила ИВАНОВА: «Меня воспитывали   подробно и с большим старанием»

Можно по лесной тропинке пройтись, как по подиуму. Можно даже в бейсболке, с модным рюкзачком за спиной оставаться сказочной Машенькой, приехавшей к дедушке с бабушкой на каникулы из большого города. Можно поддаться Мишкиному обаянию и поверить, какой он несчастный, как он “мамой с папою обижен”, потому что они его, косолапого, не научили петь и танцевать, а потом все равно разочароваться, когда он коварно заставит бедную, заблудившуюся в лесу Машеньку, как прислугу, убирать свою избушку и печь пирожки.
“Мышь! Серая!” – бедная Машенька никак не поймет, что эта хорошенькая Мышка пришла спасать ее, и всякий раз падает в обморок.
“Ей надо сделать искусственное дыхание! А что такое искусственное дыхание?” – гадают вместе с Мышкой Стрекоза и Муравей. То у них это “дыхание из кустов”, а раз нет кустов, то из-за веника, значит, “извениковое” дыхание. То – “когда совсем никто не дышит”. То – “дыхание искусства”.
Вот это “дыхание искусства” в спектакле действительно во всем. Не замечаешь ни плоских декораций, ни тесной сцены. Ты – в лесу. И никакие нарисованные березки не в силах тебя в этом разубедить.
«Я сама, когда попадаю в лес из этих каменных мешков каждодневной суеты, вдыхаю полной грудью и вдруг говорю совсем как моя Машенька: “Я соскучилась по лесу!” И это ощущение все время живет со мной на сцене». И оно живет не только в Веронике Кнауб, которая в мюзикле “Лесные забавы” играет Машеньку, но и во всех остальных героях. А в том, что каждый из них – герой, никто из актеров не сомневается.
Вероника Кнауб уверена, что в этом главная загадка маленького камерного театра: “Здесь не может быть массовок. Каждый персонаж – герой, образ. Все, что происходит на сцене, зритель видит в подробностях, в выражении твоих глаз”.
Если писать о каждом персонаже – подружках, деревенских девочках, бабушке с дедушкой, хорошеньких грибах-мухоморчиках, то опять придется говорить об удивительной атмосфере русского леса на сцене и даже “о гармонии мира”, как выразился, посмотрев спектакль, композитор Евгений Дога. Музыку Виктора Фридмана он назвал прекрасной, а сам спектакль – удивительным редким явлением, потому что он учит видеть мир красивым, гармоничным, утверждается право на жизнь всякого живого существа.
Народная артистка Людмила Иванова создавала свой детский музыкальный театр “Экспромт” на Чистых прудах (в том уголке Москвы, где прошло детство Пушкина) десять лет назад. Тогда она была депутатом Бауманского райисполкома, и ей очень помог депутат Николай Гончар. Этот театр – мечта детства. Довоенного и военного.
“Меня воспитывали подробно и с большим старанием, – рассказывала Людмила Иванова, – в доме был порядок и традиции. Сам дом был загородный, маленький. Но с клумбами, садом. С качелями в зарослях сирени. Бабушка усаживала меня на маленькую скамеечку в кухне, топила плиту, чистила картошку и с большими подробностями, вникая в судьбу каждого, даже второстепенного, героя, рассказывала о трех операх, которые ей довелось увидеть в театре, – “Борисе Годунове”, “Русалке”, “Царской невесте”. Я уже тогда привыкла болеть чужими горестями и радоваться чужим радостям. А мама приучала к книге. Каждая была событием. Вносилась в дом, к ней рисовали иллюстрации, читали каждый вечер по главе». Об этом она написала в своей книге “Я люблю вас…” в главе “Белый лебедь на Чистых прудах”. Она уверяет, что “не любила детских театров в детстве”. Не выносила, когда играют понарошку, поэтому первый спектакль, который поразил, был не детский – “Укрощение строптивой”.
Ей хочется увлечь не только детей, но и родителей, не получивших, может быть, такого “подробного” воспитания. Хочется, чтобы они уже своих детей воспитывали пристальнее. Хочется музыки, потому что никогда себя без нее не мыслила, и для первого же своего творческого вечера написала арию, взяв “немузыкальное” “Доходное место”.
Этот новый спектакль – удача. “Я всегда хотела, чтобы в мой театр приходили всей семьей. Взрослым некогда, а ребенка они все-таки приведут, и сами сядут рядом, и вдруг окажутся в сказке. Я люблю наблюдать за зрителями: как расцветают их лица, как они забывают обо всем на свете, как сами становятся детьми, и в этот миг счастливы. И я всегда утверждала, что в театр ходят за счастьем!”
За счастьем и тем самим собой, о котором обычно не помнят.

Ольга ЯРЦЕВА
Фото Геннадия АВРАМЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru