Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ 

Наталья АФАНАСЬЕВА

Закон притяжения для городов, театров, режиссеров...

Журнал “Сцена” родился в дни путча. Казалось бы, на что тут было рассчитывать? Тем не менее журнал продолжает выходить. Несмотря ни на что

Вы заметили, как наша жизнь стала похожа на бухгалтерские отчеты: цифры, рейтинги, сумма прописью. Не участвовать в этом даже как-то неудобно, того и гляди спросят: “Если ты такой умный, где твои денежки?” – строго, как на агитационном плакате, пальцем покажут.
На главный (хоть и риторический) вопрос современности наши герои вряд ли ответили бы правильно. В “сумме в у.е.” их деятельность не более чем невыразительна. Но несмотря на это (или благодаря тому) журнал “Сцена” – явление уникальное. Во-первых, потому, что он – единственное российское специализированное издание, посвященное вопросам художественно-технического обеспечения спектакля. Сценографии, технике, технологии, архитектуре театра, менеджменту, образованию в области зрелищных искусств. Абсолютно серьезный журнал для подготовленного читателя-профессионала – компетентный, полезный. Как говорится, сейчас так уже не делают.
Во-вторых, “Сцена” – явление художественное, артефакт, среда обитания театральных художников, техников, архитекторов. Он красив, но красота его резко отличается от бесчисленных глянцевых однотипных журналов. Он – другой.
Но самое интересное, что при всей своей очевидности он – явление невероятное. То, чего не может быть – не выживают журналы, не имея ни помещения, ни оборудования, ни штата. Впрочем, “Сцена” уже более 10 лет “не выживает, а живет”. Потому что владеет ресурсом, который обычно не учитывают в балансе, – “людьми, преданными делу”.

В 1989 году на очередной конгресс ОИСТАТ (Международная организация сценографов, театральных техников и архитекторов) в Тбилиси съехалась элита этих профессий. Среди них был издатель французского журнала “AS” (“Актуальная сценография”) Мишель Гладиревски – по образованию театральный архитектор, по профессии – художник по свету, а по крови – “наш человек” (его дед запускал в Архангельске первый трамвай). И в разговорах с ним стало вдруг понятно, чего не хватает российскому театральному цеху, – специального органа, который объединил бы вокруг себя профессионалов. Очевидно, назрела необходимость не только собирать и хранить богатейший опыт отечественного театрального дела, но и делиться им с мировой общественностью.
Итак, 19 августа 1991 года между Союзом театральных деятелей России и французским издательством Les EDITIONS A.S. был подписан контракт о совместном издании. Памятный день, не правда ли? В Москве путч, на улицах появились танки – и родился новый журнал. Несмотря ни на что. Так с первого дня и продолжающий выходить “несмотря на...”.
До 1996 журнал “Сцена” делался в Москве, а издавался под руководством Мишеля Гладиревски в Париже, на русском и французском, и являл вполне успешный результат “международной помощи”. Но политики меняются, а с ними и представления о взаимоотношениях.
“Сцена” оказалась без издателя. Произошли перемены в руководстве СТД – и редакция лишилась помещения.
Однако с журналом осталось то, что не зависит ни от каких обстоятельств. “Нам изменяли издатели, нас на произвол судьбы бросали учредители, нас лишили помещения и прекращали финансировать. Но мы выходим” – так было сказано в одном из редакционных обращений, которыми открывается каждый номер “Сцены”. В этом «мы» удивительный женский дуэт (два главных редактора и ни одного служащего) – Вера Глаголева, Алла Михайлова и верный рыцарь – бессменный директор русской части проекта Владимир Урин. И множество друзей, людей, осознающих «безнравственность разрыва связей между городами и театрами, привычных контактов, складывающихся годами между режиссерами, сценографами, архитекторами, технологами». Таков закон притяжения. А трудности… Что ж, они закаляют, если к ним правильно относиться.

– Начинали весело, – вспоминает Вера Сергеевна Глаголева. – Даже со стишками: “Компьютер “Сцены” чуть живой по СТД в слезах кочует. Из кабинета изгнан вон и вновь у Урина ночует”. Вместе с ним перемещалась и малочисленная редакция. Фактически первый номер ваялся в мастерской у одного художника, который по доброте душевной нас приютил. Но я бы сказала, что в этой неустроенности проявлялась не самодеятельность, а театральность нашей деятельности. Потому что журнал-то был совсем не самодеятельный, а в высшей степени профессиональный.
– Таким он остался и спустя 10 лет. Поделитесь секретами…
– У «Сцены» именитый и квалифицированный редакционный совет, куда входят известные театральные художники, технологи, архитекторы, менеджеры, режиссеры. Вместе мы определяем темы «Досье» – главного сюжета каждого номера.
С самого начала была идея, чтобы материалы для “Досье” собирал приглашенный редактор – практик, специалист, компетентный в той или иной области. Наши авторы – профессионалы, те, для кого журнал предназначен: сценографы, художники-технологи, художники по свету, режиссеры, преподаватели театральных учебных заведений, директора театров.
Например, возникла тема – «Театральный костюм». Мы провели «круглый стол» с художниками, которые сетовали, как тяжело работать с актерами, как плохо они в большинстве своем научены носить костюмы: привычка ходить в джинсах усложняет умение хорошо смотреться во фраке. Дали высказаться и другой стороне – актеры Алла Демидова и Игорь Ясулович рассказали, что такое для них костюм. Александр Титель (главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) в статье “Во что любят одеваться эти мужчины и женщины...” выразил иной, режиссерский взгляд на эту проблему.
В другом номере знаменитые сценографы – В.Левенталь, О.Шейнцис, Э.Кочергин, С.Бархин – рассказывали о своих методах преподавания, о проблемах подготовки театральных художников и технологов.
А номера, посвященные театральному менеджменту, включены в учебный план Российской академии театрального искусства. Туда вошли материалы и российско-нидерландского семинара, проведенного СТД, действительно очень полезный опыт по организации гастрольного театра, требующий осмысления на нашей почве.
А на страницах № 17 встретились видные режиссеры и сценографы Москвы. Впервые они рассказали о своих взаимоотношениях, о том, чем дороги им постоянные творческие партнеры. Об этом говорили В.Андреев, А.Бородин, К.Гинкас, Ю.Погребничко, В.Фокин, П.Фоменко и их друзья – художники, приоткрывшие дверь в самое сокровенное – процесс сочинения спектакля.
Редактором номера, посвященного юбилею Большого театра, был заместитель Генерального директора театра Д.Родионов, статьи заказывал сам, материалы собирал – получилось очень интересно.
– Как такое удается?
– Для первого номера обложку делал художник Дмитрий Крымов. Он нарисовал картинку, а название вместо типографских шрифтов написал просто каракулями: “Сцена”. А мы от восторга зашлись, потому что точно так работники постановочной части маркируют изнанки декораций. Эти каракули полностью соответствовали нашему назначению и стали постоянным логотипом.
Картинки для наших обложек делают разные художники. Сергей Бархин – для номера о свете, Борис Мессерер – о механике, Александр Великанов – об архитектуре. Олег Шейнцис нарисовал смешную обложку для «Менеджмента», Юрий Устинов – для «Костюма», Давид Боровский – к досье «Пространство». Обложку последнего номера, посвященного «Постановочной части», нарисовала Елена Степанова. Много замечательных художников делали и продолжают делать обложки для «Сцены». Совершенно бесплатно. Значит, любят!
Кроме того, наши театральные художники публикуют в «Сцене» не только свои эскизы и размышления. Сергей Бархин, например, писал для нас пьесы и рассказы, Эдуард Кочергин – новеллы о старых мастерах, Татьяна Сельвинская (дочь знаменитого поэта) – свои стихи.
– Особенно приятно спросить вас о перспективах.
– Один из номеров в следующем году будет носить название “Театр будущего”. Мы запланировали конкурс, в котором примут участие студенты и преподаватели, а СТД выделил деньги на премии. Интересно порассуждать, как изменится театр: архитектура, решение пространства, театральные технологии. Или, наоборот, развиваясь, мы вернемся к чему-то, что уже было.
А сегодня мы даже мечтаем о том, чтобы увеличить объем журнала. У нас появились друзья – руководители серьезных фирм, изготовляющих театральное оборудование. На их помощь можно надеяться…
Одно пока известно: “Времена меняются – театр остается”. А следовательно, останется журнал «Сцена». Несмотря ни на что. «Ведь самые трудные времена – это не только страдания. Они вызывают у жизни новые идеи и новые силы, побуждают беречь традиции. Объединяться для сохранения того, что может помочь не только выжить, но и идти дальше».
Просто кто-то живет в развивающейся бедной стране, вставшей на путь рыночной экономики, а кто-то – в “великой стране с великой театральной культурой”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru