Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
АРИФМЕТИКА ПОИСКА 

Татьяна ЭТИНГОФ,
педагог детского сада № 869 при Школе самоопределения
г.Москва

Ой, девочки, а мне на Ямайку хочется!

Новогодний «педсовет» в детском саду

Наши садовские праздники – это не «мероприятия». Это необычайные, будоражащие нас события. Tо, во что мы выплескиваемся, от чего мы смертельно устаем и кажется, что больше никогда и ни за что! (Справка: на 9 учебных месяцев приходится 12 событий, не считая мелких брызг. Но в Древней Греции было 80 праздников в году!) Это то, от чего мы ни за что не хотим отказаться, несмотря на всю перегруженность, на бесплатную работу в две смены и так далее (сами понимаете).
Эти праздники – наш ВЗДОХ. В их основе игра нас самих – создателей. Азартная игра, заразительная. Такая игра, когда куча взрослых может от души наиграться, насмеяться и нарадоваться. Можно, конечно, сказать, что мы в детстве недоиграли или что жизнь у нас серенькая и грустная, потому и рады любому разнообразию. Можно говорить и думать все что хочется. А нам нравится играть.

Стенограмма с лирическими отступлениями

5 ноября 2001 года. Собрались. Сначала поболтали за жизнь – по-простому, от души, ворча и сердясь. Ясно, что жизни у воспитателя – никакой! Одна работа. И вообще будет ли перед 7 Ноября короткий день?..
– Девушки-и-и, давайте лучше про Новый год, – предложение тонет. Да-а-а, тяжело за полтора месяца до Нового года погружаться в радостную предновогоднюю суету. Просто неподъемно вдруг приободриться, улыбнуться и придумать праздник.
– Так какой будет новогодний-то праздник?
[Уныло.] Да вокруг елки попляшем и разойдемся.
– [С надеждой на легкий вариант.] Может, что-нибудь из старенького разыграем? Я помню “Подводное царство”. Емко, компактно, все в одном зале! Вместо елки “выросла” гигантская коралловая ветвь.
– Тоже мне коралл – какая-то ветвистость в полиэтилене с большими присосками!
– Кажется, тогда некоторые взрослые застряли в парашюте. В Подводное царство можно было попасть только забравшись на горку и скатившись с нее в зал. На скатившихся тут же набегала волна – кусок парашюта, накрывала всех и относила на дно к Царю.
– Вечно мы через какие-то препятствия прыгаем! Не можем, как нормальные люди, в дверь войти! Помню, как в “Новогоднем Зазеркалье” в зал проходили сквозь шкаф. Тогда еще елка кружилась, подвешенная кверху ногами, а по низу – по полу то бишь – облака плыли.

– [Настойчиво, похоже, что больше всех нужно.] Давайте играть. Условия таковы: до Нового года осталось 5 дней. Принимайте решение, какой праздник состоится в группах.
– [С тем же унылым упорством.] Все равно буду вокруг елки танцевать. Все!
– [Мечтательно.] А я хочу в Лапландию... Снежная Королева... Льды...
– Да была уже твоя Снежная Королева. Тогда еще Сказочник никак не мог запомнить ключевые слова “Снип-снап-снурре”. А кто в Лапландии за Деда Мороза?
– Какой-нибудь Йоколо-Пополо! Санта-Клаус, короче.
– Вот те на! Дети Деда Мороза ждут… А может быть, с разными Морозами встретимся?

– [Иронично.] Ага! Детки сидят в группе, а к ним очередь из Дедов Морозов, и все – с подарками.
Про Дедов Морозов. Откуда они у нас берутся. Иногда, конечно, можно подловить какого-нибудь потерявшего бдительность учителя. Но так все больше папы стараются с мамами. Мама дни и ночи в библиотеке просиживает, разные загадочки ищет, речь Морозу пишет. Потом ночами роль вместе учат…
Нам, работникам сада, с этими Папами Морозами – одни сюрпризы. Костюм-то один, а Морозов – за неделю восемь пройдет! И все разного роста: и в высоту и в ширину. Один надел костюм – думали, дети его не найдут. На другом пришлось боковые швы полностью распороть и тряпицами белыми прикрыть, как будто из сугроба вышел (это при том, что они прибегают с работы за 5 минут до выхода). А для “Нового года в Бремене” искали поющих Дедов Морозов!
Рассказали про пап-Дедов да и задумались: “А хорошо ли это непрофессиональных, неподготовленных Морозов к детям пускать огород городить?” Скорее – да. Это же свои Морозы, знающие наших детей. Как ошеломлены были дети, когда Дед Мороз, хорошенько призадумавшись, стал отгадывать их имена!
А однажды дети уговорили Мороза чайку попить. Потом, уже в конце праздника, Папа Мороз переоделся, костюмчик аккуратно сложил и ушел себе на работу. Вбегают дети и видят одежду Мороза и лужицу. “Говорил я тебе, нельзя его чаем поить!” – шепчет один другому.
– А может, Новый год в Африке?
– Так Маргарита Федоровна уже была Негрской королевой!

Это было зрелище! Увидеть начальство под толстым слоем грима и в весьма рискованном костюме! На одно из представлений пришли внуки Маргариты Федоровны. Старший стоял спиной к сцене, лицом к младшему брату и оберегал его психику: “Ты ведь не боишься? – Не-е... – Ты ведь понимаешь, что это наша бабушка?”
– А в космосе?
– Так в том году звезды к небу приколачивали…
[Неожиданно преобразившись.] А давайте у нас вокруг елки карнавал будет! Шумно, весело!
Странно, но мы вдруг проснулись или, наоборот, окунулись в праздничный сон. Карнавал заразил всех!
– Точно! И не только дети, но и мы, и родители – все в карнавальных костюмах! И каждый пусть свой костюм отыграет. Отыгрывать лучше по парам или сколько соберется в одну компанию.
Очень хочется, чтобы на праздниках родители могли лишний раз поиграть со своими детьми, вместе попереживать. Но при этом чтобы они не чувствовали себя скованно и чтоб задание посильное было. Включиться, встроиться в игру – взрослым для этого время нужно. Мы понимаем, что у них свои планы, свои напряжения в жизни, и так радуемся, когда их много приходит на праздник. А у нас всегда есть на такой случай заначка: например, ленты полиэтилена на плечи – вот ты и русалка в Подводном царстве. А можно спрятать родителей под простыни, и они окажутся в облаках и сугробах, и их не просто будет найти. А «искать родителей» – это излюбленная часть действа. Искали по руке, по движущейся тени, по голосу, по ноге... Правда, родители не выдерживают – звать-шептать начинают, руки к своим деткам тянут – волнуются. Дети “до жутиков” любят на праздниках участие своих родителей.
– Вот бы пап заманить! Только как? На осеннем балу одни мамы танцевали.
Папы – это проблема. Но если уж удалось их заманить, то они в отличие от догадливых мам воспринимают все слишком уж буквально. Представьте: в группу влетает Снежная Королева, бросает детям письмо диверсионного характера и убегает. Ошеломленные дети вместе с воспитательницей читают: “Караул! Елка упала, надо поправить”. Тут несколько пап решительно направляются к выходу. “Вы куда?” – “Как куда? Елку ставить!”
– А может, “12 месяцев”? С куклами-марионетками. Хотелось бы много музыки, чтобы ребята через пластику, через движение прожили все времена года... Вивальди... И чудеса... В лето приходят, поднимают снежный полог, а там – клубника! И всем по ягодке!..
– Ой, девочки, а мне на Ямайку хочется... И вообще – по глобусу бы прокатиться... На драконе! В разных комнатах – разные страны...
– А я мечтаю встретиться еще раз со “Щелкунчиком”. Завораживающая и очаровывающая рождественская музыка, по-детски новогодний сюжет: тут тебе и оживающие куклы, и сладости, и бесконечные превращения, и битвы, и все это – в мерцании свечей...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru