РЕЖИССУРА УРОКА
АРИФМЕТИКА ПОИСКА
Татьяна ЭТИНГОФ,
педагог детского сада № 869 при Школе
самоопределения
г.Москва
Ой, девочки, а мне на Ямайку хочется!
Новогодний «педсовет» в детском саду
Наши садовские праздники – это не
«мероприятия». Это необычайные, будоражащие нас
события. Tо, во что мы выплескиваемся, от чего мы
смертельно устаем и кажется, что больше никогда и
ни за что! (Справка: на 9 учебных месяцев
приходится 12 событий, не считая мелких брызг. Но в
Древней Греции было 80 праздников в году!) Это то,
от чего мы ни за что не хотим отказаться, несмотря
на всю перегруженность, на бесплатную работу в
две смены и так далее (сами понимаете).
Эти праздники – наш ВЗДОХ. В их основе игра нас
самих – создателей. Азартная игра,
заразительная. Такая игра, когда куча взрослых
может от души наиграться, насмеяться и
нарадоваться. Можно, конечно, сказать, что мы в
детстве недоиграли или что жизнь у нас серенькая
и грустная, потому и рады любому разнообразию.
Можно говорить и думать все что хочется. А нам
нравится играть.
Стенограмма с лирическими
отступлениями
5 ноября 2001 года. Собрались.
Сначала поболтали за жизнь – по-простому, от
души, ворча и сердясь. Ясно, что жизни у
воспитателя – никакой! Одна работа. И вообще
будет ли перед 7 Ноября короткий день?..
– Девушки-и-и, давайте лучше про Новый год,
– предложение тонет. Да-а-а, тяжело за полтора
месяца до Нового года погружаться в радостную
предновогоднюю суету. Просто неподъемно вдруг
приободриться, улыбнуться и придумать праздник.
– Так какой будет новогодний-то праздник?
– [Уныло.] Да вокруг елки попляшем и
разойдемся.
– [С надеждой на легкий вариант.] Может,
что-нибудь из старенького разыграем? Я помню
“Подводное царство”. Емко, компактно, все в
одном зале! Вместо елки “выросла” гигантская
коралловая ветвь.
– Тоже мне коралл – какая-то ветвистость в
полиэтилене с большими присосками!
– Кажется, тогда некоторые взрослые
застряли в парашюте. В Подводное царство можно
было попасть только забравшись на горку и
скатившись с нее в зал. На скатившихся тут же
набегала волна – кусок парашюта, накрывала всех
и относила на дно к Царю.
– Вечно мы через какие-то препятствия прыгаем! Не
можем, как нормальные люди, в дверь войти! Помню,
как в “Новогоднем Зазеркалье” в зал проходили
сквозь шкаф. Тогда еще елка кружилась,
подвешенная кверху ногами, а по низу – по полу то
бишь – облака плыли.
– [Настойчиво, похоже, что больше всех нужно.]
Давайте играть. Условия таковы: до Нового года
осталось 5 дней. Принимайте решение, какой
праздник состоится в группах.
– [С тем же унылым упорством.] Все равно буду
вокруг елки танцевать. Все!
– [Мечтательно.] А я хочу в Лапландию...
Снежная Королева... Льды...
– Да была уже твоя Снежная Королева. Тогда еще
Сказочник никак не мог запомнить ключевые слова
“Снип-снап-снурре”. А кто в Лапландии за Деда
Мороза?
– Какой-нибудь Йоколо-Пополо! Санта-Клаус,
короче.
– Вот те на! Дети Деда Мороза ждут… А может быть,
с разными Морозами встретимся?
– [Иронично.] Ага! Детки сидят в группе, а к
ним очередь из Дедов Морозов, и все – с подарками.
Про Дедов Морозов. Откуда они у нас берутся.
Иногда, конечно, можно подловить какого-нибудь
потерявшего бдительность учителя. Но так все
больше папы стараются с мамами. Мама дни и ночи в
библиотеке просиживает, разные загадочки ищет,
речь Морозу пишет. Потом ночами роль вместе
учат…
Нам, работникам сада, с этими Папами Морозами –
одни сюрпризы. Костюм-то один, а Морозов – за
неделю восемь пройдет! И все разного роста: и в
высоту и в ширину. Один надел костюм – думали,
дети его не найдут. На другом пришлось боковые
швы полностью распороть и тряпицами белыми
прикрыть, как будто из сугроба вышел (это при том,
что они прибегают с работы за 5 минут до выхода). А
для “Нового года в Бремене” искали поющих Дедов
Морозов!
Рассказали про пап-Дедов да и задумались: “А
хорошо ли это непрофессиональных,
неподготовленных Морозов к детям пускать огород
городить?” Скорее – да. Это же свои Морозы,
знающие наших детей. Как ошеломлены были дети,
когда Дед Мороз, хорошенько призадумавшись, стал
отгадывать их имена!
А однажды дети уговорили Мороза чайку попить.
Потом, уже в конце праздника, Папа Мороз
переоделся, костюмчик аккуратно сложил и ушел
себе на работу. Вбегают дети и видят одежду
Мороза и лужицу. “Говорил я тебе, нельзя его чаем
поить!” – шепчет один другому.
– А может, Новый год в Африке?
– Так Маргарита Федоровна уже была Негрской
королевой!
Это было зрелище! Увидеть начальство под толстым
слоем грима и в весьма рискованном костюме! На
одно из представлений пришли внуки Маргариты
Федоровны. Старший стоял спиной к сцене, лицом к
младшему брату и оберегал его психику: “Ты ведь
не боишься? – Не-е... – Ты ведь понимаешь, что это
наша бабушка?”
– А в космосе?
– Так в том году звезды к небу приколачивали…
[Неожиданно преобразившись.] А давайте у нас
вокруг елки карнавал будет! Шумно, весело!
Странно, но мы вдруг проснулись или, наоборот,
окунулись в праздничный сон. Карнавал заразил
всех!
– Точно! И не только дети, но и мы, и родители
– все в карнавальных костюмах! И каждый пусть
свой костюм отыграет. Отыгрывать лучше по парам
или сколько соберется в одну компанию.
Очень хочется, чтобы на праздниках родители
могли лишний раз поиграть со своими детьми,
вместе попереживать. Но при этом чтобы они не
чувствовали себя скованно и чтоб задание
посильное было. Включиться, встроиться в игру –
взрослым для этого время нужно. Мы понимаем, что у
них свои планы, свои напряжения в жизни, и так
радуемся, когда их много приходит на праздник. А у
нас всегда есть на такой случай заначка:
например, ленты полиэтилена на плечи – вот ты и
русалка в Подводном царстве. А можно спрятать
родителей под простыни, и они окажутся в облаках
и сугробах, и их не просто будет найти. А «искать
родителей» – это излюбленная часть действа.
Искали по руке, по движущейся тени, по голосу, по
ноге... Правда, родители не выдерживают –
звать-шептать начинают, руки к своим деткам тянут
– волнуются. Дети “до жутиков” любят на
праздниках участие своих родителей.
– Вот бы пап заманить! Только как? На осеннем
балу одни мамы танцевали.
Папы – это проблема. Но если уж удалось их
заманить, то они в отличие от догадливых мам
воспринимают все слишком уж буквально.
Представьте: в группу влетает Снежная Королева,
бросает детям письмо диверсионного характера и
убегает. Ошеломленные дети вместе с
воспитательницей читают: “Караул! Елка упала,
надо поправить”. Тут несколько пап решительно
направляются к выходу. “Вы куда?” – “Как куда?
Елку ставить!”
– А может, “12 месяцев”? С
куклами-марионетками. Хотелось бы много музыки,
чтобы ребята через пластику, через движение
прожили все времена года... Вивальди... И чудеса... В
лето приходят, поднимают снежный полог, а там –
клубника! И всем по ягодке!..
– Ой, девочки, а мне на Ямайку хочется... И вообще
– по глобусу бы прокатиться... На драконе! В
разных комнатах – разные страны...
– А я мечтаю встретиться еще раз со
“Щелкунчиком”. Завораживающая и очаровывающая
рождественская музыка, по-детски новогодний
сюжет: тут тебе и оживающие куклы, и сладости, и
бесконечные превращения, и битвы, и все это – в
мерцании свечей...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|