Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
В ДЕБРЯХ УЧЕНИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ 

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

Хлестаков, Федора, девочка Надя и омон

Кто знает, что еще взбредет в голову этим детям!

Когда-то давно эти две переоборудованные квартиры на первом и втором этажах жилого дома (но с отдельным входом) занимал детский сад. А потом это помещение отдали школе, и здесь поселились три класса (больше не вмещалось), обучение в которых происходило в социоигровом стиле. Так и возник образовательный центр «Азъ».
В один из декабрей учителя-азовцы – Сергей Владимирович, Ольга Петровна и Анна Игоревна – собрались после уроков на летучку, чтобы разобраться, что делать на предстоящем новогоднем празднике и каким этот праздник может быть, если в “центре” в тот год обучались 1, 5 и 8 классы. На чаепитие они позвали Вячеслава Михайловича, который тогда курировал в школе социоигровое направление.

Конспект рабочего чаепития

Сергей Владимирович. Месяц назад я предложил своему восьмому классу что-нибудь сделать для первоклассников на Новый год. Наконец они выбрали (сами, как мне сперва показалось) “Федорино горе”. Эту вещь мы полтора года назад делали в театральной студии, и тогда получилось классно. Там была забавная идея, которую придумали сами ребята. Они не только оправдали начало, но и дали новую трактовку Федорину горю. Там сначала Чуковский сидит и пишет. Потом, когда он уходит, Федора, его служанка, находит рукопись. Жуткую совершенно. В ней она названа жабой и так далее. Возникал конфликт, начиналось действие. Тот наш спектакль получился достаточно органичным: и ребята были довольны, и зрители участвовали во всем этом.
А на этот раз, когда мы сегодня собрались на репетицию и начали делать, то стало ясно – не по зубам. Непонятно, как выстраивать мизансцены, как и что показывать, и так далее. Все как-то не получалось.
В конце концов я вдруг понял, что просто давлю учеников своей инициативой и своими воспоминаниями о прошлом замысле. И я скомандовал себе: стоп! И все с облегчением вздохнули. Меня это несколько задело, но я сказал как ни в чем не бывало: ну тогда давайте разбегаться и думать, что и как.
Но Влад сразу зацепился, зашумел и предложил “Ревизора”! У него идея была, Дашка ее подхватила, и они тут же одну сценку сымпровизировали. Дарья была Хлестаков, Женька – Осип. Все смеялись до слез. Классно сделали!
Но когда они начнут Гоголя репетировать – все опять может развалиться. Хотя я готов к этому. И вообще – ко всему. Мало ли чего они там придумают, что им в голову взбредет…
Кстати, представляете, сегодня на репетицию новогоднего спектакля они подпольно принесли рукопись – сценарий, который придумала Марта! Там у нее все роли расписаны для одноклассников. Роли тут же, за моей спиной, и раздали… Оказывается, сегодня у Мартиной мамы день рождения, и они сегодня должны для мамы показывать вот этот спектакль. Это Мартин подарок маме.
Там сценка на трех листах – все как бы не связано, но какая-то логика есть. Им понятно. Марте понятно. Что еще нужно?.. Возраст авантюр!
Так что я, повторяю, ко всему готов. Но если – Гоголь, то как быть с первоклассниками и пятиклассниками? Ведь им неинтересно будет.
Анна Игоревна. А мои пятиклассники решили включить в свой спектакль первоклашек. Это будут вариации на тему чеченских событий. Кошмар, конечно, но что делать – такой сценарий.
Там у них две истории. Первая – про девочку Надю. Она легла перед сном почитать, заснула и злой волшебник украл у нее книжку. А она проснуться не могла. Потом она пошла ее искать. Первоклассникам там три задания предлагаются. Волшебник школу заколдовал, и, чтобы ее расколдовать, им надо решить примеры. Потом он заколдовал профессии, а они их будут расколдовывать. В конце девочка книжку находит, все довольны, все счастливы.
Вторая история: выходит хор девочек с Лешей во главе. Он поздравляет всех с Новым годом и говорит, что сейчас они споют песенку. И начинают: “В лесу родилась елочка”… И тут врываются наши мальчики с автоматами – омон (форму соответствующую они уже принесли – камуфляжные куртки, автоматы, перчатки, шапки с дырками)… Но выходит Рома и говорит: «Что это вы? Я вам новогодние подарки принес от Деда Мороза, а вы…» Все говорят друг другу: тише, тише.
А Рома продолжает: «Но я вам их не отдам, потому что сначала вы мне должны кое-что принести. Я вам не могу сказать, что я принес, потому что если я скажу, то это сразу исчезнет. Поэтому мы вам сейчас загадки загадаем».
Загадывают. На первую загадку ответ – вода. А вода в сундуке. Рома кого-то выбирает, тот бежит к сундуку и тащит бутылку воды.
На вторую загадку ответ – конверт. Несут конверт. На третью – ключ. Он говорит: «Я сейчас проверю, тот ли ключ вы мне принесли». Берет банку, вытаскивает ключ, из пакета высыпает белый порошок и заливает воду. Тут такая бурная реакция – сода с уксусом. «Да, – говорит, – тот», – и вручает новогодние подарки. Все довольны.
После чего класс отправляется наверх пить чай. Приходят – а комната закрыта. Вот тут-то и становится нужным ключ из третьей загадки.
Ольга Петровна. Моим первоклашкам на старших детей будет интересно смотреть, что бы они там ни показывали – хоть хлестаковщину, хоть омоновщину…
А мне бы не хотелось делить праздник по классам. Сделать бы так, чтоб Новый год был общим. Может, моих задействовать в массовках к спектаклям старших?
Вячеслав Михайлович. Давайте не будем выбирать лучшее. А будем показывать на празднике все, что предлагают дети. Все! Проблема в том, как объединить эти разные жанровые действа в единый праздник.
Сейчас вы имеете в виду единую сценическую площадку? Это не очень хорошо. Актеры не удержат внимание зрителей. Им будет легче, если сделать несколько маленьких площадок в разных углах зала. Как средневековая мистерия. Каждая площадка – это, скажем, четыре парты составить вместе и накрыть чем-нибудь. Чисто мизансценически легче играть на маленькой площадке – нет проблемы, куда руки деть, ноги. Только актеры ваши пусть с них не падают!
А зрители сидят вокруг площадок на полу. Когда начинается новое действие, они встают и перемещаются к следующей площадке. Им нужно двигаться, иначе не усидят. Особенно малыши.
Сергей Владимирович. Классная идея! Только я не представляю, как это – все три класса во главе с родителями встали и переместились в другое место?
Вячеслав Михайлович. Да-а-а… Но сейчас давайте про сами спектакли, а там что-нибудь придумаем.
Первым показать спектакль про девочку Надю. Кстати, исходя из первачков, хорошо бы делать его со свечами. Раз девочка заснула и действие происходит в ее сне, то и представление идет в полутьме – только при свечах.
Последним показать спектакль про террористов. И раз у вас там омон есть, то хорошо бы ввести в действие второй этаж… Стоп! Вот оно! Все новогоднее представление устроить не только на разных площадках, но и на обоих этажах! Допустим, сказка для первачков – на первом этаже. Омон – наверху. После омона – сюрпризы, но опять на первом этаже… Где ж сделать третий спектакль?..
Сергей Владимирович. У меня такое предложение. Если Гоголь все-таки пройдет, то сделать его на втором этаже. Восьмой класс заранее может приготовить это помещение под “Ревизора”.
Первый класс приходит, садится на пол, смотрит сцены из “Ревизора” и из этого как бы вполне культурного действа спускается потом вниз – в класс, где будет происходить всякое волшебство и мистерия.
Вячеслав Михайлович. С волшебства лучше начинать. Потом выгоднее давать “Ревизора” и только потом – омон.
Ольга Петровна. Да, омон – в конце. Надо же еще запустить хор «лягушек» с Сергеем Евгеньичем во главе. Потом хор пятого класса…
С омоном можно так. Если идти на второй этаж, то пусть дети и идут – восьмиклашки с первоклашками. А родителям первоклашек сказать, чтоб они в это время для зрителей и участников чай устроили внизу. Родители опять же при деле будут.
Анна Игоревна. Когда сегодня репетировали омон, я думала, что в первый и последний раз. Как они ворвались! Я сказала, что если они будут так грубо себя вести, то поменяю их на девочек.
А тут еще Леша расстроился. Предложил такой хороший заход: чтобы хор девочек выводил на сцену дирижер. Но сам-то Леша хочет играть омоновца! Когда он понял, что ему от роли дирижера не отвертеться, он пустился в дипломатию: «Давайте пусть кто-то еще репетирует дирижера. Если я заболею, надо же, чтобы кто-то меня заменил. А так нас будет двое, да и обидно не так будет»...
Вячеслав Михайлович. Поставьте на роль сразу двоих, и пусть играют одновременно! Как? А вот как: один другому на плечи сядет, и получится составной человек – верзила-дирижер. Тогда им не будет обидно и не будет скучно. Роль выйдет похлеще, чем у любого омоновца. Только надо будет особый костюм сшить – какой-нибудь длинный балахон…
А вообще что хотят, то пусть и делают. Когда сами – нет вреда с точки зрения художественной педагогики. Когда по указке взрослого – то это путь к штампам. Поэтому лучше не вмешиваться и помогать только когда просят. И только в том, о чем просят.
Если за оставшиеся две недели ваш «Ревизор» вдруг рассыплется, то ничего страшного. Они могут подготовить представление и за день до праздника, и даже за полтора часа. Но только если сами! Не удивляйтесь, если они “Ревизора” за полтора часа до праздника на “Пиковую даму” или “Щелкунчика” поменяют. Выбор их подчас непредсказуем.
Недавно на фестивале школьных театров я видел архаичную “Подщипу” дедушки Крылова. XVIII век – а в зале все смеются. Феерический спектакль! И история его презабавная.
Маленький поселочек на окраине Московской области. Из культурных учреждений – только школа. Раньше был клуб. Но его в перестройку закрыли и сделали в нем бар. И вот две девочки-старшеклассницы писали куда-то наверх и отвоевали бар. Но в отместку арендаторы разворотили все внутренние стены. Крыша, окна, двери есть, а внутри пусто. Даже электропроводка повыдергана с мясом.
И вот эти две старшеклассницы организовывают в бывшем баре театральную студию. У них нет сцены, нет освещения – ничего нет. И они ставят “Подщипу”. Текст совершенно немыслимый. И они делают это как клоунаду. Очень яркие костюмы: бахрома, все блестит, переливается. Но они это специально делают – на контрасте с этими жуткими стенами...
Когда я услышал, что несколько девчонок поставили “Подщипу”, – не поверил. Так что тут вы совершенно правы: кто ж их знает, что им, этим детям, в голову взбредет!

Записано в московском образовательном центре “Азъ”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru