Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Людмила РЫБИНА
Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ

Такая трудная задача – не навредить

Учебные пособия, вся организация школьной жизни как минимум не должны наносить вред здоровью детей. Но, оказывается, выполнить это условие не так просто...

При Министерстве образования создан центр «Образование и здоровье». О том, какие задачи стоят перед центром, рассказывает его директор, директор Института физиологии детей и подростков РАО Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ:

– В каждой из наук, занимающихся ребенком, – возрастной психологии, педагогике, физиологии – накоплен значительный объем специальных знаний. Сейчас наступает новый этап: пришло время ставить общие задачи. Для этого надо научиться разговаривать на одном языке. Пока его нет, нет и общей методологии решения проблем, получается, что науки о ребенке идут параллельными путями.
В Академии образования есть комплексные программы, но даже в рамках этих программ специалисты решают разные задачи – в каждом институте, в каждой области свои. Нужна не комплексная, а системная работа. Казалось бы, так близки психология и психофизиология. В вопросах диагностики между этими специалистами, пожалуй, уже стирается непонимание, но когда речь заходит о влиянии учебной нагрузки, о требованиях, которые должны предъявляться к учебному материалу, к учебнику, у психологов, педагогов и физиологов свои взгляды. Это непонимание трудно будет преодолеть, пока каждый специалист не осознает, что мы друг без друга не можем.
Сейчас педагогами вырабатываются требования к содержанию учебного материала. В комиссию входят физиологи и психологи, но они работают не на этапе выработки требований, а на этапе оценки того, что получилось. Так гораздо проще – психологи и физиологи выступают в роли критиков-оценщиков: педагоги сделали не то и не так. Но у педагогов при этом был свой замысел, своя методология, свои критерии, свои требования. Общие подходы искать долго и сложно, но их необходимо выработать.
Пока выход видится в создании временных научных коллективов, в которых собираются разные специалисты, объединенные единой идеологией и методологией для решения какой-то конкретной задачи, например, создания пособия. В рамках объединения институтов это пока довольно сложно. А задачи, требующие объединения сил специалистов, назрели.
Сейчас очень важная задача – разработка критериев учебной книги. Здесь нужны еще и психолингвисты, а кроме того, необходим эксперимент, чтобы не голословно решать, воспринимает или не воспринимает ребенок учебный текст в том или ином виде и в каком воспринимает лучше. Это длительная работа.
Идет внедрение различных компьютерных средств обучения. Здесь обойтись без комплексных и системных исследований никак нельзя. Можно говорить громкие слова о том, что это завтрашний день обучения, что это модернизация, что без этого невозможно. Но до тех пор, пока разные специалисты вместе не выработают единых требований к компьютерным продуктам, которые поступят к детям, нельзя быть уверенными в том, чего больше они принесут – вреда или пользы. Они и будут делаться так, словно это совсем никому не важно.
В прошлом году одна из наших лабораторий оценивала больше 100 компьютерных игр только по одному параметру: влияние фона. У компьютерной игры масса факторов влияния на ребенка: и последовательность, и скорость подачи информации, и содержание самой информации. Но в исследовании рассматривался только фон, на котором разворачивается действие. Заключение было неутешительным: часть игр даже по этому, казалось бы, невинному показателю давать ребенку просто нельзя. Темно-фиолетовый, темно-коричневый и черный фоны вызывают очень сильное напряжение.
Есть исследования, касающиеся восприятия детьми разного возраста объектов, движущихся на дисплее сверху вниз или слева направо. Доказано, что информация, передвигающаяся вертикально, воспринимается сложнее, чем горизонтальная.
Очевидно, что очень серьезные ограничения могут быть по скорости подачи информации. Все это требует серьезных исследований, а кроме того, механизма, который обязывал бы результаты исследований учитывать.
Вот невинные вроде телепузики – совершенно лишенные мимики мультипликационные человечки. Хорошо бы оценить, как эмоциональная речь героев при полном отсутствии мимики влияет на ребенка, ведь известно, что даже новорожденный реагирует на мимику очень активно, и это один из показателей его развития.
Кто должен дать заказ на подобные исследования? Кто объединит специалистов разных областей? Возможно, хоть часть этих проблем будет решаться центром «Образование и здоровье», во всяком случае, он, видимо, сможет взять на себя функцию организатора.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru