РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!
Энергичные танцы и игры
с элементами силовой борьбы
Рекомендуют некоторым детям семейные
психологи
Пресс-секретари политических деятелей всегда
предупреждают журналистов, явившихся брать
интервью, что условные вопросы задавать нельзя.
Нельзя интересоваться: что, мол, вы сделали бы в
таком-то гипотетическом случае? Запрет понятен:
это уже не интервью, а тестирование. В тестах же
вопросы нередко обманчивы: прямо спрашивают об
одном, а интересуются совсем другим.
Данный тест на агрессивность как раз из разряда
таких обманчивых и тем самым рискованных.
Ребенку предлагают вообразить себя в некоей
ситуации и спрашивают, как он будет себя
чувствовать и что предпримет. На самом деле его
ответы не слишком важны, хотя и показательны.
Важно то, что ребенок видит себя в предложенной
ситуации...
Ситуация первая. Сосед по парте давно тебя
раздражает. Ты схватил тяжелую книжку и треснул
его изо всех сил. Он плачет и обещает
пожаловаться учителю. Ты:
а) вновь хватаешь книжку и всыпаешь ему как
следует;
б) знаешь, что тебя накажут, но доволен, что
удалось отвести душу;
в) сам не понимаешь, как это случилось, пугаешься
и просишь замолчать.
Ситуация вторая. Младший брат ( младшая сестра)
тебе надоедает – канючит, просит что-то
нарисовать, а ты занят. Ты хватаешь надоеду за
шиворот, обзываешь всякими словами и пинками
выталкиваешь из комнаты. Обиженный ноет под
дверью. Ты:
а) выскакиваешь и даешь по шее;
б) приоткрываешь дверь и с удовольствием
швыряешь в него альбом и карандаши;
в) падаешь на диван и с тяжелым сердцем ждешь
последствий.
Ситуация третья. Молнию на куртке в очередной раз
заело. Ты раздираешь дурацкую молнию, а потом,
разозлившись, начинаешь рвать куртку. Но это
нелегко сделать, она крепкая, не рвется. Ты:
а) хватаешь ножницы и кромсаешь ткань;
б) топчешь куртку ногами;
в) в растерянности смотришь на поломанную молнию.
Если ребенок не только увидел себя в этих
ситуациях, но еще и выбрал ответы под буквой “а”,
то скорее всего ситуации для него не
гипотетические, а реальные и окружающие страдают
от его агрессивности. Ответы под буквой “б” и
“в” свидетельствуют, что у ребенка в реальных
житейских обстоятельствах перекрыты пути
легального, так сказать, выплеска отрицательных
эмоций. Но в случае “б” нелегальный выплеск
приносит ему облегчение, а в случае “в” – нет.
Семейные психологи советуют оставлять все-таки
некий “разрешительный канал”, по которому
ребенок имел бы право выпускать накопившуюся
агрессивность на свободу, и рекомендуют
состязательные игры с элементами силовой борьбы
(“догони меня”, “перекричи меня”, “вытолкни
меня из круга”). Прямо-таки идеальное средство –
энергичный танец под громкую музыку.
Кстати, разобрав с ребенком данный тест,
объясните ему, что это были вопросы-ловушки. И
если подобный тест будет предлагать ему человек,
которому он не доверяет, ребенок может отвечать
на вопросы так: “Я не могу очутиться в
предложенной ситуации, поэтому не знаю, что люди
думают и чувствуют при таких обстоятельствах”.
Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|