Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

Н.В. ХРИСТОФОРОВА. РОССИЙСКИЕ ГИМНАЗИИ XVIII – XX ВЕКОВ.
На материалах г. Москвы.
Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина.
Москва, 200
1

Русское просвещенное общество ответственно и требовательно относилось к образованию и воспитанию мальчиков и девочек, когда открывало правительственные и частные, классические и реальные, мужские и женские гимназии. Современные читатели – учителя и родители, прочитав книгу Н.В.Христофоровой, обнаружат замечательные примеры отечественного образования, познакомятся со сложнейшей гимназической системой России, организацией учебного процесса и устройством зданий, финансами, учебными планами и программами, распорядком дня и питанием учеников, организацией педагогических, родительских и попечительских советов.
Наиболее подробно в книге прослеживается история гимназического образования в России от 1804 года, когда был принят Устав учебных заведений, до 1918 года, когда гимназии были упразднены.
В № 6 «Школы для учителя» мы писали о книге А.М.Цирульникова «История образования в портретах и документах», в которой дана череда портретов деятелей народного образования в России, рассказывается о сложных противоречивых процессах организации учебного дела, о реформах и реформаторах, либералах и консерваторах. В книге Н.В.Христофоровой на примере нескольких мужских и женских государственных и частных гимназий Москвы детально рассказывается об особенностях гимназического образования.
В главе, посвященной правительственным гимназиям Москвы, автор пишет о знаменитой Первой гимназии, приводятся ее учебные планы, программы. Известны воспоминания питомцев Первой гимназии, в них рассказывается много интересных подробностей о жизни гимназистов. Например, знаменитый революционер-анархист князь Петр Кропоткин так вспоминал уроки истории: «История преподавалась у нас таким образом: в класс приносилась доска, разграфленная на квадратики, каждые сто квадратиков изображали столетие, а каждый квадратик – год. Как только доску устанавливали, начиналась пытка. Во всех квадратиках были изображены значки: кружочки, палочки, кресты. Учитель брал трость и тыкал ею то в палочку, обозначавшую вступление на престол какого-нибудь царя, то в кружочек, обозначавший какую-нибудь войну, и грозно спрашивал: «Григорьев, что это обозначает; Николаев, а это что?» и т.д. Начиналось всеобщее нервничанье... По истории у меня неизменно красовалась «двойка» вплоть до экзамена». Картина была бы более полной, если бы мы могли прочитать воспоминания учителей гимназии о молодом князе. Ведь Первую гимназию окончили историки М.П.Погодин и С.М.Соловьев – золотой медалист, который, как сказано в книге, произнес на греческом торжественную актовую речь «О пользе греческого языка». Так автор вводит читателя в очень сложный и противоречивый мир образования, поверхностные суждения о котором более чем неуместны.
Особое внимание автор уделяет финансовому положению гимназий. Образование в них было платное, стоимость обучения непрерывно росла, например, в Первой гимназии с 12 рублей ассигнациями с каждого ученика в год в 1820 г. до 100 рублей в 1903 г. Но дети служащих и сироты имели право на бесплатное обучение, из суммы сбора половина назначалась самым достойным учителям, а вторая половина делилась на пособия бедным ученикам и «экономические» нужды. Во Второй мужской гимназии плата также повышалась с 12 руб. ассигнациями (3 руб. 43 коп. серебром) в 1837 г. до 175 руб. ассигнациями (30 руб. серебром) в год в 1849 г. Во всех других гимназиях плата за обучение также непрерывно росла.
Это соответствовало указанию министра просвещения С.С.Уварова, который в 1857 г., «приняв в соображение», что «в средних учебных заведениях через меру умножился прилив молодых людей, рожденных в низших слоях общества, для которых высшее образование бесполезно, составляя лишнюю роскошь и выводя их из круга первобытного состояния без выгоды для них самих и для государства, признал необходимым, с Высочайшего соизволения, увеличить размер упомянутой платы в средних учебных заведениях».
Кстати, в книге Н.В.Христофоровой приводятся сведения о том, что в разгар Крымской войны «на гимназии была возложена обязанность готовить офицеров». Например, 7 января 1855 года попечитель Московского учебного округа уведомил директоров гимназий о Высочайшей воле «открыть в высших классах столичных гимназий преподавание строевого устава пехотной службы, ротного и батальонного, именно для того, чтобы воспитанники гимназии могли быть офицерами, практически приготовленными и уже знакомыми с теорией строевого устава. Для этого в VI и VII высших классах забрали по одному уроку русского, латинского, немецкого и французского языков, а также географии и всеобщей истории».
Во времена Великих реформ, в 1850-е годы, было разрешено открывать частные гимназии. Никаких государственных субсидий частные гимназии не получали, поэтому плата за обучение и пансион в них была значительно выше, чем в «правительственных» гимназиях. Дети в частных гимназиях обучались по учебным планам и программам, согласованным с Министерством народного просвещения,
а по окончании гимназии, после выпускных экзаменов, они получали Свидетельство зрелости, дающее право на поступление в университет.
Только в 1870-е годы стали открываться частные женские гимназии, но программы в них, как пишет Н.В.Христофорова, оставались «более поверхностными, чем в мужских гимназиях». В книге рассказывается о частных женских гимназиях С.Н.Фишер, Н.П.Хвостовой и Л.О.Вяземской. Они отличались друг от друга и программами, и системами преподавания, и, конечно, платой за обучение. Но, замечает автор, когда основательница одной из лучших частных гимназий Москвы А.С.Алферова спросила выпускницу гимназии С.Н.Фишер, что больше всего привлекало детей в эту гимназию, та ответила: «Свобода».
В книге приводятся программы и учебные планы гимназий, изучая которые, убеждаешься, что «свобода» в них прекрасно уживалась с хорошим преподаванием, строгими этическими требованиями и такой подготовкой девушек, что они могли прямо поступать в высшие учебные заведения.
В заключение Н.В.Христофорова пишет: «Что делать сегодня, чтобы из приходящих в учебные заведения недорослей пестовать л ю д е й? Полностью отучить от списывания, ввести стандартизированные педагогические тесты, использовать компьютеры или открыть школу для независимой общественности, приглашая уважаемых авторитетных специалистов на экзамены? Или ввести контрактную, конкурсную основу приема на работу учителей? Как защитить детей от состояния «диких» или «неподвижных чурбанов», от легкого пути в наркоманию и алкоголизм,
вывести их на трудную дорогу учения, образования? Мы думаем о возрождении, мы ищем путь к нему, но мы слабо представляем, где оно, какими дорогами можно подойти к нему и что оно будет из себя представлять, каким оно будет – наше возрождение».
В книге приведена обширная библиография (свыше 180 названий), списки книг и учебников по программам гимназий, предметные программы по классам, учебные планы и таблицы числа недельных уроков.

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru