ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Как нам построить приветливую
школу?
О профессоре Риттельмайере и его книге
«Архитектоника школы»
Все взрослые хотят, чтобы дети были
счастливы. И делают для этого все что могут.
Например, строят школы-ящики из бетона, фабрики
обучения. На самом деле взрослые хотят чего-то
другого. Но у них получается так прежде всего
потому, что взрослые не дети, а детей к созданию
предназначенного для них школьного здания не
допускают. Взрослые знают все сами и действуют,
как велят общественная идеология и
экономические возможности. Ни государство, ни
исполнители его воли – архитекторы не хотят,
чтобы в результате их действий вырастали
поколения, которые и во взрослой жизни не могут
избавиться от душевных травм, нанесенных им в
детстве школой. Они – заложники закона «мини –
макси», определяющего государственную политику
в отношении населения. Минимум средств –
максимум эффективности! Интеллигентная
администрация велит красить стены в пастельные
тона, отдавая предпочтение абстрактным
орнаментальным росписям, слегка проступающим на
общем фоне. Администрация другого толка велит
покрыть стены детских учреждений многоцветной
татуировкой, отдавая предпочтение сюжетам,
характерным для своего пионерского детства и
комсомольской юности. И получается школьный дом,
в котором есть стены и классы, но нет места для
жизни детской души.
Для профессора Кристиана Риттельмайера, автора
книги о красивых и удобных школьных зданиях,
«пространство детской души» не метафора и не
образ, а реальность, исходя из которой он строит
свою теорию. Чтобы выяснить, какая же школа на
самом деле нравится детям, он разговаривает с
ними об этом. Вот, например, что говорили дети,
рассматривая фотографии фасадов разных зданий и
как бы превращаясь в них: «Я чувствую себя так
одиноко, передо мной только улица. Я спрашиваю
себя: войдет ли кто-нибудь в меня с
удовольствием», «О Боже, как я безобразен,
выгляжу так, как будто уже двадцать лет как я
умер», «Я чувствую себя свободным, независимым,
подвижным, роскошным».
«Часто бросалось в глаза, что дети как бы
переживали мимику и жесты всего здания,
отдельных помещений или деталей фасада,– пишет
профессор.– До сих пор в теории школьного
строительства слишком мало задумывались над тем,
что здание школы в известном смысле производит
впечатление, схожее с впечатлением от личности
учителя. Ведь для учеников важна не только
компетентность преподавателя в своем предмете,
но и его интерес к каждому ученику, его чувство
справедливости, его социальная активность и
многое другое. А ведь каждое здание
«рассказывает» о чем-то, «ведет себя»
определенным образом. Оно может подавать
«сигналы». Так, например, большие
таблички-указатели на дверях классных комнат
школьники называют наглыми, так как они заранее
предполагают тупость детей. А ощущение свободы в
школьных стенах может быть связано для них с тем,
что архитектонические элементы не угнетают друг
друга. И наоборот, потолочные перекрытия могут
оказывать давящее впечатление». В результате
многолетних исследований выяснилось, что
школьники и учителя воспринимают свою школу как
место положительных эмоций, если ее планировка и
цветовые решения отвечают трем главным
критериям.
Первый. Если школа дарит богатство впечатлений.
Второй. Если школа поддерживает чувство свободы.
Третий. Если школа вызывает ощущение теплоты и
приветливости.
При том что книга достаточно фундаментальна, она
не содержит готовых рецептов о том, как именно
сделать конкретную школу уютной и душевной.
Единственное руководство к действию, которое
можно увидеть в тексте, – три заповеди,
обращенные к школьной администрации: не навреди
в попытке исправить то, что есть, узнай у детей, в
какой школе они хотят учиться, учти, насколько
возможно, их пожелания.
Удивительное дело, но это так: в строгой научной
книге есть главный герой – дети. Скажете, в
научном исследовании не может этого быть? Но
именно в этом преимущества «Архитектоники
школы» – книги, наполненной желанием понять,
каким видят мир дети.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|