Гражданский форум:учиться
не оглядываться на власть...
21–22 ноября в Москве прошел Гражданский
форум.
Более 5 тысяч представителей гражданских
организаций собрались сначала в Кремле, а затем
рассредоточились на двадцати одной площадке для
обсуждения различных направлений российской
жизни, с точки зрения граждан.
Главным организатором и двигателем
образовательной линии на Гражданском форуме
стал ректор Высшей школы экономики,
сопредседатель Российского общественного
совета развития образования Ярослав Кузьминов.
Пожалуй, сегодня это единственная общественная
организация в образовании, способная системно
влиять на развитие образовательной политики.
Единственная! Наверное, это и единственная сфера
деятельности в России, где нет сети эффективно
действующих гражданских объединений – как
профессиональных, так и «потребительских» –
родительских, бизнес-ассоциаций, как заказчиков
образования. И весь ход образовательной линии на
Гражданском форуме ярко продемонстрировал, с
нашей точки зрения, неразвитость общественной
линии в образовании.
Форум показал, что, как и пятнадцать лет назад, в
образовательном и околообразовательном
сообществе господствуют два типа отношений с
властью.
Первый: все государственное плохо, все
начальники – враги, все общественное хорошо, но
ему не дают ходу.
Второе: главная задача общественной организации
– успеть подать челобитную барину. Если власть
ее получит – все станет хорошо.
Как правило, суть челобитной в том, чтобы ввести
новый предмет, усилить патриотическое
воспитание, поднять духовность, внедрить
ноосферное мышление, или гуманистическое
мировоззрение, или технологии открытого
образования, или просто заботу о детях. При этом
главный симптом детской болезни становящегося
гражданского образовательного сообщества в том,
что господствует предельный тоталитаризм – если
что делать, то всем, и одно и то же. Поэтому так
развита нетерпимость, с одной стороны, и
стремление объединить всех под одну крышу – с
другой.
Причиной неразвитости общественного крыла в
образовании, с нашей точки зрения, является
неразвитость правовых механизмов,
обеспечивающих реализацию общественных
образовательных инициатив. Как только у самих
образователей появится возможность совершать
образовательную деятельность – значит не надо
будет пробиваться к барину, чтобы подать
челобитную.
– Но ведь для образовательной деятельности
нужно разрешение, нужна лицензия! – скажут и
чиновники, и радетели за жесткий государственный
контроль над образованием.
Вот в этом и задача, уважаемые господа, – если бы
не было этой проблемы – не было бы и
необходимости в особом механизме взаимодействия
государства и общества.
…Два дня шли дискуссии, «круглые столы», затем
состоялась переговорная площадка в Министерстве
образования. После этого представитель
образовательного сообщества выступил в Кремле с
сообщением о результатах работы. Одним из
центральных направлений названа работа по
созданию движения попечителей и разработке
законопроектов о попечительской деятельности и
общественному управлению, а также создание банка
данных по гражданским объединениям в
образовании и развитию сети инновационных
образовательных проектов, среди которых важное
место могут занять проекты так называемого
неформального образования.
Но будут ли реальные результаты образовательной
линии Гражданского форума, мы увидим очень скоро:
все зависит от того, станет ли Министерство
образования партнером профессионального
сообщества и граждан в области образовательной
политики. Или попытается сохранить за собой
монополию педагогической власти.
Пока результаты взаимодействия на форуме дают
основания к оптимизму.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|