Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Гражданский форум:учиться
не оглядываться на власть...

21–22 ноября в Москве прошел Гражданский форум.
Более 5 тысяч представителей гражданских организаций собрались сначала в Кремле, а затем рассредоточились на двадцати одной площадке для обсуждения различных направлений российской жизни, с точки зрения граждан.

Главным организатором и двигателем образовательной линии на Гражданском форуме стал ректор Высшей школы экономики, сопредседатель Российского общественного совета развития образования Ярослав Кузьминов. Пожалуй, сегодня это единственная общественная организация в образовании, способная системно влиять на развитие образовательной политики. Единственная! Наверное, это и единственная сфера деятельности в России, где нет сети эффективно действующих гражданских объединений – как профессиональных, так и «потребительских» – родительских, бизнес-ассоциаций, как заказчиков образования. И весь ход образовательной линии на Гражданском форуме ярко продемонстрировал, с нашей точки зрения, неразвитость общественной линии в образовании.
Форум показал, что, как и пятнадцать лет назад, в образовательном и околообразовательном сообществе господствуют два типа отношений с властью.
Первый: все государственное плохо, все начальники – враги, все общественное хорошо, но ему не дают ходу.
Второе: главная задача общественной организации – успеть подать челобитную барину. Если власть ее получит – все станет хорошо.
Как правило, суть челобитной в том, чтобы ввести новый предмет, усилить патриотическое воспитание, поднять духовность, внедрить ноосферное мышление, или гуманистическое мировоззрение, или технологии открытого образования, или просто заботу о детях. При этом главный симптом детской болезни становящегося гражданского образовательного сообщества в том, что господствует предельный тоталитаризм – если что делать, то всем, и одно и то же. Поэтому так развита нетерпимость, с одной стороны, и стремление объединить всех под одну крышу – с другой.
Причиной неразвитости общественного крыла в образовании, с нашей точки зрения, является неразвитость правовых механизмов, обеспечивающих реализацию общественных образовательных инициатив. Как только у самих образователей появится возможность совершать образовательную деятельность – значит не надо будет пробиваться к барину, чтобы подать челобитную.
– Но ведь для образовательной деятельности нужно разрешение, нужна лицензия! – скажут и чиновники, и радетели за жесткий государственный контроль над образованием.
Вот в этом и задача, уважаемые господа, – если бы не было этой проблемы – не было бы и необходимости в особом механизме взаимодействия государства и общества.
…Два дня шли дискуссии, «круглые столы», затем состоялась переговорная площадка в Министерстве образования. После этого представитель образовательного сообщества выступил в Кремле с сообщением о результатах работы. Одним из центральных направлений названа работа по созданию движения попечителей и разработке законопроектов о попечительской деятельности и общественному управлению, а также создание банка данных по гражданским объединениям в образовании и развитию сети инновационных образовательных проектов, среди которых важное место могут занять проекты так называемого неформального образования.
Но будут ли реальные результаты образовательной линии Гражданского форума, мы увидим очень скоро: все зависит от того, станет ли Министерство образования партнером профессионального сообщества и граждан в области образовательной политики. Или попытается сохранить за собой монополию педагогической власти.
Пока результаты взаимодействия на форуме дают основания к оптимизму.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru