Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
 

Елена КОРНИЕНКО,
учитель географии

Вид на твой предмет с вершины Монблана

И с последней парты

В одной связке друг с другом и... знанием

Что может сделать учитель, чтобы повысить интерес детей к изучению своего предмета?

Во-первых, учитель может связать учебный материал с опытом ребенка. Учителю географии, например, это проще сделать, если начать ходить с детьми в походы. Одна ситуация, когда ребенок пытается понять, что такое горные сланцы, из объяснения учителя в классе, и совсем иная – увидеть их в живой природе и потом нарисовать на листочке в тетради, воспроизводя на бумаге образ, который уже существует в твоем сознании. Восприятие предметного знания будет совершенно иным после того, как ребенок ступил на землю Крыма или Кавказа, понимая, что здесь миллионы лет горы сминались в складки, в результате чего осадочные породы превратились в сланцы.
Походы помогают решать и другие педагогические задачи. Например, они налаживают отношения с детьми, помогают преодолеть барьеры непонимания, отчуждения, которые иногда возникают просто как реакция на приход нового, незнакомого учителя. А в походе, когда мы едим у одного костра, спим в одной палатке, ты перестаешь быть просто учителем и становишься человеком, который вместе с ребятами преодолел трудности, и теперь по отношению к тебе у детей выстроились новые нормы общения. После похода ребенок начинает по-другому вести себя и на уроке, даже если ему не интересен твой предмет.

Задания для лириков и физиков

Нельзя всех детей учить одинаково. Например, если ребенок склонен к художественному восприятию мира, вряд ли следует тратить много сил и времени на развитие у него логического мышления. Конечно, этому тоже стоит уделить внимание, но целесообразнее основные усилия направить на развитие качеств, которые человеку даны от природы. Здесь работает фактор успешности, во многом определяющий интерес ребенка.
У меня были ученики, которые у доски, что называется, двух слов связать не могли, но при этом они замечательно рисовали. И эти дети начинали понимать географию через собственные рисунки. Например, дети рисовали на доске контур карты, где отмечали все равнины, реки, горы... В конечном итоге они зарисовывали учебный материал и, надо сказать, впоследствии знали его на очень хорошем уровне.

В чем уникальность географии?

А третий важный фактор – это увлеченность самого учителя.
У каждого есть свои любимые темы. И если энергетика интереса учителя естественным образом воспроизводится в классе, то, как правило, этот материал становится интересным и для детей.
В моей биографии был период, когда в силу разных причин интерес к предмету снизился. Я стала уставать от географии, от постоянного повтора одной и той же информации. И мне стало важно найти в предмете что-то еще непознанное, как-то иначе взглянуть на свою работу. Как раз в то время меня пригласили работать в колледж, где учебный процесс основывался на теории мыследеятельности.
В колледже я более глубоко задумалась: а для чего, собственно, я преподаю географию? И поняла, что география – уникальный предмет. Нет другой учебной дисциплины, которая изучает как природу, так и деятельность людей. Ученые даже спорят, к каким предметам отнести географию: к гуманитарным или естественным? География – интегративный предмет, в котором взаимосвязаны геология, климатология, метеорология, океанология, экономика, политология... И за счет интегративности география позволяет показать ребенку взаимодействие разных способов и моделей познания. Это прекрасное поле для развития мыслительных способностей.

Способ приблизить будущее

Понятно, что новые цели обучения трудно достичь старыми педагогическими средствами и приемами.
Я давно отказалась от традиционной практики объяснения нового материала. То есть, конечно, это иногда приходится делать, но только в тех случаях, когда дети сами обнаруживают пробел в знаниях. Тогда я говорю: «Хорошо, сейчас я вам расскажу то, чего вы пока не знаете».
Основной принцип теории мыследеятельности: знания должны появляться в реальной ситуации затруднения.
Надо не просто рассказать детям о моделях каких-либо природных процессов, а спровоцировать учеников на то, чтобы они сами модели начали создавать.
Скажем, известно, что некоторые землетрясения, которые происходили в районе Карпат, в Москве регистрировались в виде качаний земной коры.
На уроке я сказала ученикам, что нашла в научном журнале информацию: «В таком-то году в Москве было зафиксировано то-то. Как вы думаете, правда это или вымысел и есть ли у нас знания, чтобы мы могли в этом разобраться?»
А чтобы разобраться в этом, надо самостоятельно воссоздать теорию литосферных плит. То есть детям предстояло открыть новое знание.
Непростая задача, но это еще не мыследеятельность, а только один из возможных подступов к ней. А второй этап – когда учитель в определенные моменты останавливает работу учеников и задает вопрос: что мы точно знаем, а что является просто нашим предположением?
Так ребята обретают навык называния того, что они делают на уроке: оперируют ли они научным знанием или опираются на догадки, домыслы, фантазию.
Потом ученики узнают, что для объяснения процесса горообразования существуют две разные теории: теория геосинклинарий и теория движения литосферных плит. С помощью теории геосинклинарий объясняется структура пластов, из которых сложены те или иные формы рельефа. А с помощью теории движения литосферных плит объясняются формы рельефа. Но между этими двумя теориями существуют противоречия, одна не является продолжением и дополнением другой.
И возникает понимание принципиальных вещей: знание не абсолютно. Есть ограничения, которые связаны с состоянием современной науки, современным уровнем развития техники и технологий.
Полезно понимать и то, как добываются знания. Ведь знание – это не только информация. За каждым информационным блоком есть или модель, или технология, или приборы, с помощью которых это знание было получено. Когда ребенок начинает ориентироваться в этом, у него появляются способы разрешения проблемных жизненных ситуаций, с которыми, возможно, ему предстоит столкнуться в будущем. Ему легче самому почувствовать: каких знаний недостает, чтобы найти выход.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru