Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Петр Великий в интерьере эпохи

Овсянников Ю.М. Петр Великий. Первый русский император.

Перед нами замечательная книга, которая послужит прекрасным пособием не только по истории России, но и по курсу мировой художественной культуры. Ее автор, известный искусствовед, не только создал краткий, но емкий текст биографии первого императора России, но и превосходно выстроил иллюстративный ряд (книга печаталась в Бельгии). Жизнеописание Петра оказалось органически включено в здания и скульптуры, портреты и предметы быта XVIII века, сохранившиеся до наших дней. Поэтому биография прочитывается еще и как оригинальный путеводитель по Петербургу и его музеям. Но столь же интересны и факты, сообщаемые Овсянниковым о Петре и его эпохе, равно как и краткая история рода Романовых. Оказывается, предки преобразователя России происходили из вольного Великого Новгорода, а первый из известных в истории представителей этого рода звался Андреем Кобылой. Царь Петр уже к десяти годам хорошо знал азбуки, часослов, псалтырь, Евангелие и Послания апостолов. И не был таким уж богохульником, каким его иногда представляют в романах. Главный герой книги начинал реформы с создания потешных полков «иностранного строя». Сперва на маневрах в Преображенском вместо гранат использовали пареную репу, а потом учения проводились уже с боевыми зарядами, и не обходилось без жертв. Так рождались Преображенский и Семеновский полки, добывшие победу в Полтавском бою.
Петр, по утверждению автора, в молодости жил сразу тремя жизнями: «Одна в Кремле, где, решая государственные дела, следовало вести себя солидно и серьезно. Другая в Преображенском, где ему досаждала своими нравоучениями мать и донимала скучная, слезливая жена. И третья жизнь в Немецкой слободе. Здесь абсолютно все напоминало другой, манящий мир Западной Европы». Все три мира, в которых приходилось действовать Петру, в равной мере представлены в книге. Кстати, первая жена царя Евдокия Лопухина характеризуется не только как «скучная и слезливая». Овсянников приводит мнение князя Бориса Куракина, что царица «лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом несходная своему супругу. Любовь между ними продолжалась разве токмо год». Да и другие персонажи книги представлены отнюдь не одномерно, а объемно, как и на многих позднейших портретах XIX века, когда художники уже освоили технику реализма.
Петр «избежать возможных опасностей мог только в окружении близких и верных друзей. Опираясь на них и полностью доверяя им. Вот почему в отношении с ними утвердилась некая игра с элементами фамильярности… Они все были членами одной команды единомышленников, которым предстояло повести Россию по новой дороге». Относительно происхождения самого знаменитого из петровского «кумпанства», Меншикова, Овсянников придерживается версии, согласно которой верный Данилыч был крестьянским сыном, в юности торговал пирогами на московских улицах, а в поле зрения Петра попал, поступив в потешный полк. Отмечу, что есть и другая версия, которой, в частности, придерживался Пушкин: Меншиков был из худородных литовских дворян (в «потешные» все-таки людей с улицы не брали). В конце книги приведен краткий биографический словарь государственных деятелей, родственников и соратников Петра Великого.
Бедой Петра автор считает, вслед за Ключевским, отсутствие «общественных сдержек» его поведения, как бытового, так и политического, поэтому и сегодня многие его поступки вызывают «чувство неприятия». Но главное в личности Петра – мощный порыв к новому.
В книге опровергается много легенд, связанных с личностью Петра, а также с обстоятельствами его смерти. Овсянников доказывает, что не соответствует истине предание, будто Петр умер от простуды, полученной при спасении попавших в бурю рыбаков (этот сюжет, в частности, использован в пьесе Алексея Толстого). На самом деле император занемог оттого, что в крещенский мороз простоял несколько часов на льду Невы во время Иордани во главе преображенцев. А легенда о рыбаках возникла десятилетие спустя после смерти и призвана была сделать из Петра «народного царя».
Из книги Овсянникова мы узнаем не только о жизни царя-реформатора, но и о быте эпохи. Вот как, например, одевались главные петровские противники – московские стрельцы: «Разноцветные кафтаны, которые им выдавала казна, были расшиты золотом. Сапоги – из цветного сафьяна». Но при этом, как и в наши дни, «начальники посылали стрельцов работать на себя, задерживали выплату жалованья, отдавая деньги в рост, заставляли покупать парадную одежду на свой счет». Отсюда постоянное недовольство, завершившееся тем, что изображено на суриковской картине «Утро стрелецкой казни». Кстати сказать, Овсянников вносит в ее сюжет небольшую поправку: «Чтобы подчеркнуть важность этого события, означавшего конец старого мира, художник изобразил казнь на Красной площади. А в действительности она происходила у Покровских ворот».

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru