Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Лариса АМБАЕВА

Предугадано практикой

То, что для большинства регионов России пока предмет эксперимента, для образования Свердловской области уже давно реальная работа

На недавнем совещании глав муниципальных органов управления образованием Свердловской области обсуждались задачи на 2002 год.
Сегодня на повестке дня – участие области во многих экспериментах, начатых Министерством образования.

Необходимость изменения взглядов на результат образования признана сегодня на самом высоком уровне. «Для Свердловской области никакой новизны в этом нет: результат образования, понимаемый как состояние социальной зрелости, определенный уровень социальной компетенции, зафиксирован национально-региональным компонентом стандарта еще в 1998 году. Для нас это не эксперимент, а продолжение и развитие практики», – заявил министр образования Свердловской области Валерий Нестеров, выступая перед руководителями муниципальных органов управления образованием.
В этом учебном году Свердловская область включилась в эксперимент по совершенствованию содержания и структуры общего образования, по завершению которого будет решен вопрос, переходить или нет на 12-летнее образование. В нем участвуют всего 10 школ (по одному первому и одному десятому классу в образовательных учреждениях Екатеринбурга, Асбеста, Сухого Лога, Н.Тагила, Первоуральска, Сысертского и Ачитского районов). Обязательное условие – согласие родителей на участие их детей в эксперименте. Предмет исследования – во-первых, апробирование нового содержания общего образования. Во-вторых, оценка результата образования. В нашей области этот результат не сводится только к знанию определенного фактического материала. Свои интеллектуальные, познавательные, коммуникативные умения, способность соотносить рассматриваемую ситуацию с собственным жизненным опытом, способность к самооценке ребенок может продемонстрировать через областные контрольные работы, фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала». В-третьих, организация образовательного процесса как уклада школьной жизни в соответствии с принципами гуманистической педагогики. В-четвертых, это адаптационные периоды при переходе из детского сада в школу, из начальной школы – в среднюю и, наконец, сохранение здоровья детей в образовательном процессе. То, что для большинства регионов России является предметом эксперимента, для нас – реальная практика.
Относительно новая задача для Свердловской области – подготовка к введению единого государственного экзамена. Будет ли найдена оптимальная форма его проведения, позволяющая объективно оценить не столько сумму знаний и навыков человека, сколько умение дать оценку фактам, аргументировать свою позицию? Набор тестов здесь явно не годится. Структура и содержание единого национального экзамена должны быть тщательно продуманы. Поэтому в нынешнем году в Свердловской области ЕГЭ будет проводиться только по русскому языку и литературе.
В начале учебного года в уральских СМИ было множество сообщений о том, что школы вынуждают родителей покупать учебники. Валерий Нестеров обратился к учредителям школ: «Если вы разрешаете образовательному учреждению другую программу и, следовательно, другое книжное обеспечение, то вы должны определить источник финансирования. Пусть это будут внебюджетные средства или что-то другое. Если никаких других источников, кроме родительских карманов, вы не нашли, то необходимо согласие на это родителей».
Очень часто приходится слышать от педагогов, что без учебника прямо-таки останавливается учебный процесс. «Учебник – это один из элементов системы и отнюдь не истина в последней инстанции. Он предполагает представление ряда точек зрения, фиксирует отправные точки. Почему ребенок так рвется в Интернет? Потому, что там представлена масса информации и разные точки зрения на события, – заметил министр образования Свердловской области. – Конечно, правительство области через Министерство образования будет и впредь заниматься обеспечением системы учебниками, только в этом году на эти цели уже израсходовали почти 50 млн рублей, но тем не менее есть множество других источников информации, и учителя должны это понимать».
Следует отметить, что результат общего образования во многом определяется качеством дошкольного образования. На сегодняшний день родители сталкиваются с высоким уровнем оплаты в детских садах, с отсутствием воспитателей или мест, недостаточно развитым спектром образовательных услуг и форм получения дошкольного образования. Зачастую дошкольное образовательное учреждение воспринимается как место пребывания, а не образования ребенка, или, наоборот, в детские сады переносятся так называемые уроки, домашние задания, учебная деятельность превалирует над игровой. Обеспечение реализации прав детей на общедоступность дошкольного образования – один из главных приоритетов области в содержании образования этого учебного года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru