Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
КРУГ ВОПРОСОВ

Реструктуризация сельской школы, кажется, идет полным ходом. С первого сентября будущего учебного года эксперимент развернется в полную силу в пилотных регионах: Чувашии, Самарской, Ярославской областях и в некоторых других. Споры, так или иначе возникавшие вокруг реструктуризации, оказались небесполезными. Но по-прежнему есть недоумение: как можно придумать для всех единственно возможный рецепт? И главное, что настораживает: идеи выдвигаются и реализуются сверху, без учета реальностей жизни , без учета разнообразного эффективного опыта, накопленного многими сельскими педагогами. Недавнее московское совещание по модернизации сельской школы, в котором приняли участие представители 25 регионов России, заставило нас снова поднять эту тему. Наш корреспондент Ольга Дашковская рассказывает об итогах совещания, а комментарии к идеям, прозвучавшим там, читайте, пожалуйста, на полосе “Сельская школа”.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Сельская школа накануне перемен

С 1 сентября следующего года в 10–12 пилотных регионах стартует еще один эксперимент – реструктуризация сети сельских школ. В трех территориях – Ярославской, Самарской областях и Республике Чувашии – запланированные мероприятия (покупка автобусов, строительство новых школ и дорог в деревнях и т.д.) будут профинансированы из региональных бюджетов, а также на средства Мирового банка. Этот заем, реализация которого начнется с 2002 года, составит 50 млн долларов.

Задача номер один

На недавнем заседании правительства, на котором обсуждалась концепция модернизации образования, Михаил Касьянов задал министру образования Владимиру Филиппову вопрос: “Что нам делать с сельской школой?” Министр ответил: “Надо делать детей”.
Эту историю рассказал журналистам сам министр, объяснив, что первопричина бедствий сельской школы кроется в неблагополучной демографической ситуации, которая, в свою очередь, непосредственно связана с уровнем жизни. Как сделать сельскую школу перспективной, а жизнь в глубинке привлекательной? На эти вопросы пытались ответить руководители органов управления образованием и главы администраций из 25 регионов, собравшиеся в Москве на совещании “Модернизация образования в России: сельская школа”, организованном Министерством образования и Государственным университетом Высшая школа экономики.

В идеале – так...

Всерьез о реформе сельской школы в главном образовательном ведомстве задумались год назад, когда впервые на межрегиональной конференции в Смоленске был озвучен термин “оптимизация” по отношению к сети сельских школ. Хорошо известно, что слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. Оптимизацию в педагогическом сообществе восприняли в штыки, поскольку немедленно отождествили ее с сокращением сети сельских школ. Аллергия на неудачный неологизм заставила подобрать более нейтральный, хотя и громоздкий, термин “реструктуризация”.
Согласно проекту “Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации“ – этот документ в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве, – основной целью намеченных преобразований является “создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования учащихся сельских школ”.
Планируется создание сети опорных (или базовых) школ, рассчитанных на 300 и более учащихся и обеспеченных кадрами, современным оборудованием (и компьютерными классами прежде всего), спортзалом, столовой – словом, всем тем, что необходимо для полноценного развития личности. Более того, на базе этих школ могут быть созданы социокультурные центры, если к ним будут присоединены библиотека, клуб, медпункт и правоохранительная структура – в общем, все, что есть в данном населенном пункте. Такие учебные заведения и центры будут обслуживать ближайшие села, и в этой “зоне влияния” возникнут новые административные структуры – школьные округа, которые в свою очередь могут быть объединены в образовательные, имеющие в своем составе крупные медиацентры.
Известно, что из 44,5 тысячи сельских школ в России более 11,5 тысячи, или почти 26%, имеют контингент учащихся 40 человек и меньше. Неужели все они будут закрыты “во имя светлого будущего”? Если учесть, что за последние 10 лет число сельских школ сократилось на 2000, получается, что с образовательной карты страны исчезнет более 13 тысяч учебных заведений?
То, что это недопустимо, хорошо понимают на всех уровнях власти – как в центре, так и в регионах. Принято решение сохранить все начальные школы, даже в том случае, если в них обучается не более 10 человек, – таковых насчитывается 5604 по стране. На их базе могут создаваться дошкольные группы, а также 5–6 классы. Эти учебные заведения получат статус филиала опорных школ – девятилеток и одиннадцатилеток, расположенных в радиусе 3–7 километров. По достижении соответствующего возраста детей будут доставлять в эти базовые школы на автобусах.
Повсеместное сохранение начальных школ обосновывается тем, что на этой ступени обучения малокомплектность не помеха, скорее, наоборот, весомое преимущество, позволяющее реализовать индивидуальный подход к детям. Эту позицию недавно озвучил В. Филиппов, тем самым давая своего рода охранную грамоту школам первой ступени.
В средних и старших классах, особенно с введением профильного обучения, количество предметов, а значит и преподавателей, увеличивается, возрастают требования к оборудованию и материальной базе. Наряду с этими проблемами возникает еще одна, не менее важная, но о которой почему-то вспоминают гораздо реже, – социализация подростков.
Как показал опыт, в условиях малочисленных школ осуществление всего этого комплекса задач невозможно: более 15000 школ требуют капитального ремонта, около 3000 находятся в аварийном состоянии. Высшее образование имеют только 70% сельских учителей, 23,2% – среднее профессиональное.
Поэтому одиннадцатилетки с числом учащихся не более 100 человек предлагается преобразовать в школы основного общего обучения, а девятилетки с контингентом не более 40 человек реорганизовать в филиалы более крупных школ или в ряде случаев закрыть, а детей отправлять в ближайшие опорные школы, которые обладают большим кадровым потенциалом и лучшей материально-технической базой.

Подводные рифы реформы

Этот процесс сопровождается правовыми коллизиями, которые возникают из-за противоречий между Законом “Об образовании”, Гражданским кодексом и типовым положением Министерства образования, предусматривающим создание филиалов только для колледжей и вузов. С другой стороны, открытие социокультурных и учебно-воспитательных комплексов, образовательных центров и т.д. также не согласуется с типологией, которая рекомендуется министерством в письме от 17.02.97 г. Это означает, что учителя, работающие в таких школах, рискуют лишиться стажа, пенсии за выслугу лет и других профессиональных привилегий.
Выход из создавшегося положения юристы видят в отзыве упомянутого письма или приведении его в соответствие с буквой и смыслом Закона “Об образовании”.
Как показывает уже имеющийся опыт, юридические препоны можно и нужно преодолевать.
Гораздо тяжелее ломать стереотипы в сознании людей.
Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, организованного ВЦИОМ в прошлом году в трех пилотных регионах – Чувашии, Ярославской и Самарской областях, ведущих подготовительную работу в рамках проекта Мирового банка уже в течение двух последних лет.
Так, на примере Чувашии выяснилось, что особенно агрессивно были настроены учителя: они боялись остаться без работы и без своего пусть минимального, но гарантированного жалованья. Вместе с тем они отмечали, что их воспитанникам будет трудно адаптироваться в новом большом коллективе сверстников, а из-за поездок у них останется меньше времени на выполнение домашних заданий.
В свою очередь, директора школ оказались в большинстве своем не готовы взять на себя менеджерские функции, необходимые в условиях нормативного подушевого финансирования, которое вводится в республике с будущего года.
Неоднозначна была и позиция родителей. Часть из них были настроены консервативно – в пользу сохранения существующего порядка вещей. Другие, как правило, люди с более высоким образованием, не дожидаясь реструктуризации, по собственной инициативе отправили своих детей учиться в крупные школы, расположенные либо в окрестных селах, либо в ближайших районных центрах.

Веление времени

По свидетельству директора Центра образовательной политики Государственного университета Высшая школа экономики Татьяны Клячко, за минувший после проведенного исследования год в пилотных регионах, в том числе и в Чувашии, произошли значительные перемены. Многие директора школ прошли обучение на курсах повышения квалификации и уже начинают оценивать хозяйственную самостоятельность школы не как досадную обузу, а как единственный способ выйти из тупика.
Учителя, по мнению Татьяны Львовны, находятся в оппозиции к реформам лишь там, где с ними не провели разъяснительную работу о необходимости осуществляемых мер. Там же, где кроме этого проявили заботу об их трудоустройстве, недовольства не наблюдается.
Например, в Псковской области в сельских школах, составляющих 80% от общего числа, насчитывается 232 вакансии, которые закрываются благодаря притоку педагогов из реорганизованных малочисленных школ.
В более урбанизированном регионе – Самарской области, где сельское население составляет всего лишь 15%, учителям приходится перепрофилироваться на другие специальности – библиотекарей, социальных работников, воспитателей детских садов.
Не благодаря амбициям чиновников и экономистов, а из-за назревших жизненных потребностей реорганизация сельских школ стихийно началась уже во многих субъектах Российской Федерации.
В Псковской области эта работа началась с 1993 года.
Если на 1 сентября прошлого года в школах региона обучались 117 тысяч детей, то в этом году их число сократилось до 103 тысяч. По прогнозам, в ближайшие 3–5 лет эти показатели будут неуклонно снижаться.
В Псковском и Великолукском районах области действуют две различные модели: в первом открываются опорные школы, куда дети доставляются на специальных автобусах, во втором – при двух крупных школах созданы интернаты. Они построены по особому проекту, с комфортными условиями проживания – лучшими, чем во многих деревенских семьях.
В Якутии, где с 1999 года действует региональная программа “Сельская школа – духовный центр развития села”, от “казенных домов” отказались в пользу другой модели: на время учебы в крупных районных центрах детей устраивают на проживание в семьях, которым из республиканского бюджета выплачиваются пособия в размере 15000 рублей в год, в то время как содержание ребенка в интернате обходится государству втрое дороже.

Бешеные деньги... и пустые хлопоты

Расходы на одного ученика малокомплектной сельской школы в среднем по стране в 2,5–3,5 раза превосходят аналогичные затраты в полнокомплектной школе – как городской, так и сельской. А вот результаты... К сожалению, качество образования детей из таких учебных заведений оказывается чрезвычайно низким.
Так, категорическое нежелание Ярославской области участвовать в эксперименте по введению ЕГЭ на данном этапе продиктовано неутешительными итогами аттестации выпускников сельских школ, большая часть которых, увы, не готова выполнить предлагаемые задания (в объеме минимального образовательного стандарта) даже на удовлетворительные оценки.
Весьма любопытные сравнительные данные по итогам единых экзаменов в сельских и городских школах были обнародованы на совещании представителями Чувашской Республики. Так, отличные оценки по математике получили 9,4% выпускников городских школ и только 3,2% сельских, по русскому языку – соответственно 11,9 и 5,8%.
В Республике Чувашии уже определен примерный объем средств, выигранных от реструктуризации сельских школ в двух самых крупных районах – Красноармейском и Моргаушском. Эта цифра составляет 40 миллионов рублей. Эти деньги наряду с инвестициями Мирового банка будут израсходованы на строительство новых зданий базовых школ и расширение уже имеющихся, на строительство дорог, покупку автобусов.
В нынешнем году в бюджете Самарской области на эти цели запланировано 120 млн рублей, в следующем году эта сумма будет удвоена. До 2005 года планируется построить 132 новые сельские школы, рассчитанные на 700–800 учащихся, в том числе 19 комплексов детский сад – начальная школа. 50 школ будет построено за счет областного бюджета.
В Ярославской области в этом году закуплено 55 школьных автобусов, в следующем году планируется приобрести примерно столько же.

От безысходности – к надежде

А как же нам расстаться со столь притягательным мифом о светлой сельской школе и доброй сельской учительнице, о счастливых румяных деревенских детишках, подобно Филипку, готовых преодолеть километры ради тяги к знаниям?
Увы, современным филипкам порой незачем бежать в школу, где их ничему не смогут научить. Психологи и социологи отмечают некую безысходность, царящую на селе. Молодежь гонит из деревни в город не только стремление поправить свое материальное положение, но главным образом надежда на новую жизнь, отличную от беспросветного прозябания их родителей.
Сегодня возможен только один способ избежать вымывания сельского населения: ориентировать молодых людей на местные рынки труда, которые необходимо создавать. По мнению специалистов, в стране было бы больше фермерских хозяйств (сейчас их только 600 тысяч) и предприятий малого и среднего бизнеса на селе, если бы уже в школе дети получали необходимые экономические и юридические знания.
Людей удерживает в селе не школа, как полагают ревнители лозунга “Село будет жить, пока в нем есть школа”, а самые прагматичные факторы – наличие работы и постоянный доход от нее.
Аграрная сфера постепенно становится привлекательной для зарубежных инвесторов, на средства которых в отдельных регионах уже закуплены современные модели комбайнов и тракторов с компьютерными системами управления. Зачастую эта техника XXI века простаивает из-за того, что нет квалифицированных кадров, способных на ней работать.
По мнению начальника департамента науки и образования Самарской области Ефима Когана, когда будут четко определены основные векторы развития в разных областях экономики, тогда определятся и профили обучения в школе, в том числе и в сельской.
По свидетельству практиков, сегодня сельские жители смотрят на школьные автобусы и на компьютеры как на предвестники новой жизни, которые заставляют их поверить в то, что для их детей и внуков еще не все потеряно...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru