Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Наши конспекты

В школах Амонашвили особенно дорогие и важные уроки учитель дарит ученикам. А я сегодня хочу подарить вам рассказ о гуманной педагогике. Он собран из фрагментов семинара Шалвы Амонашвили в редакции “ПС”, рассказов его сотрудников, единомышленников и учеников. О том, как эксперимент продолжается, переселившись в обычную общеобразовательную школу. Кое-где я не смогла удержаться от заметок на полях, как в собственном рабочем конспекте. Боюсь, что подбор материала и жанр грешат импрессионизмом в ущерб академической строгости изложения: это не беспристрастное представление очередной педагогической концепции, а попытка передать впечатление учителя-практика от встреч с гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили.

История в двенадцати картинках

Урок письменно-речевой деятельности в 4 классе

Я долго не могла решить, в какой форме представить вам этот урок. Ведь даже подробная стенограмма не передаст интонаций, настроения, выражения лица, а самый детальный конспект не охватывает всего богатства и насыщенности урока. Поэтому предлагаю вам рассказ о том, каким я, учитель начальных классов, увидела урок письменно-речевой деятельности, проведенный в четвертом классе Валерией Гивиевной Ниорадзе. И о разговоре с ней после урока.

Курс письменно-речевой деятельности разработан для первого, второго и третьего классов, а в четвертом только создается в этом году. Каждый урок – новый шаг, проба, эксперимент. И когда Валерия Гивиевна со своим четвертым классом придумает и опробует весь путь шаг за шагом, по ее разработкам смогут работать другие учителя.
Начался урок с того, что все его участники и гости поздоровались друг с другом. Учитель раскрывает учебные задачи урока перед детьми, чтобы они прониклись его смыслом и содержанием, приглашая к сотрудничеству и проявляя уважение к личности каждого ученика:

1) сюрпризы;
2) минуты настоящей поэзии;
3) стихотворение Пушкина;
4) обогащение речи и чувств;
5) творческое письмо;
6) материал для сюрпризов на следующий урок;
7) итоги урока (если успеем).

А на доске лишь колонка цифр от единицы до семерки.
– Почему вы не записываете пункты плана, а только обозначаете цифрами? – спросила я после урока, ожидая пространного, высоконаучного рассуждения про способность удерживать в памяти план, соотносить его с работой... Но услышала в ответ: “Для экономии времени”. Только уверенный в себе учитель-мастер может позволить себе ответить просто.
Итак, работа начинается с сюрпризов. Это стихи и рассказы, написанные ребятами дома по серии сюжетных картинок Бидструпа.
– Почему именно рассказ по картинкам? – допытывалась я после урока.
– Для того чтобы развивалась фантазия. Чтобы дети учились создавать словесный образ, видя перед собой графический.
На этот раз история разворачивается в двенадцати картинках. А иногда я предлагаю всего одну, из которой можно развернуть целый сюжет: мальчик после от души проведенного матча – мокрый, грязный – стоит в прихожей, напротив мама, потеряв дар речи, смотрит на него. Что было до, что случится после? Можно ли избежать скандала? Может ли у этой истории быть мирный, добрый конец? И ребята придумывали, что мальчик говорил маме, чтобы успокоить и утешить ее.
Но вернемся к уроку. Задание творческое, то есть необязательное. Но к доске выходит больше половины класса. К сожалению, выслушать всех невозможно, и ребята сами выбирают, чьи работы хотят послушать сегодня.
Каждый текст обязательно оценивают, и не дежурным “Молодец!”, а хвалят удачные отрывки, отмечают, использовал ли автор прямую речь, о которой говорили накануне.
– Интересный рассказ.
– У Мити получается все лучше и лучше, потому что он выполняет творческие задания всегда.
Тексты и в самом деле чудесные: изложение свободное, легкое, логичное; богатый литературный язык; и, по-моему, самое главное – написаны с удовольствием.
Учитель непременно говорит “спасибо” каждому, подготовившему текст-сюрприз.
Слова благодарности вообще часто звучат на уроке: за труд и старание, с душой прочитанный текст, принесенную из дома книгу.
– Кстати, почему “сюрпризы”?
– Потому что каждый текст для меня – неожиданность, я не знаю, кто на этот раз выполнит творческое задание, в каком жанре напишет. Я и свои объяснения чего-то нового, возбуждающего интерес детей называю сюрпризами для них.
– Художественные достоинства текстов вы с ребятами обсуждаете при чтении, а грамматические ошибки? – это больной для меня вопрос, ведь стоит показать кому-нибудь сочинения моих малышей, реакция одна: ах, сколько ошибок, – не обращая внимания на сам текст.
– Ошибки я отмечаю. Карандашом, чтоб ребенок мог аккуратно поправить. К тексту нужно относиться бережно, не марать лишний раз. В то же время исправления, правки в тексте – свидетельство нормального творческого процесса. Я показывала детям рукописи настоящих писателей и объясняла, что, если что-то не нравится в своем тексте, можно аккуратно зачеркнуть и исправить, добавить.
Продолжился урок чтением стихов Блока и Бальмонта. Учили их наизусть довольно давно, поэтому Валерия Гивиевна оживляет стихи в памяти ребят, напоминая рифмующиеся концы строк, потом читают все вместе. И наконец, кто хочет прочесть выразительно? Можно посматривать в текст. Как я понимаю, главное – не проверить, насколько твердо выучено наизусть, смысл в том, чтобы стихотворение прозвучало красиво.
Следующее задание тоже из области поэзии. На предыдущем уроке Валерия Гивиевна дала ребятам только последние слова строк пушкинского стихотворения “Душа моя, Павел...” и предложила написать свой вариант с этими рифмами.
Именно это стихотворение пришло в программу Валерии Гивиевны из давнего разговора Ш.А.Амонашвили с С.Л.Соловейчиком, который рассказывал о том, что вся суть педагогики гениально уложена Пушкиным в это коротенькое стихотворение. Потом рассказ вошел в книгу “Педагогика для всех”. А теперь и в урок четвертого класса.
– Почему я сразу не даю стихотворение целиком? Только недавно поняла, что дает такая форма: я ставлю детей перед интеллектуальной, образной, словесной, эмоциональной проблемой. Идет не всегда легко, но я не сдаюсь. Задание сложное, не всегда удается его выполнить. Один мальчик как-то сказал: “Я два часа бился, но у меня ничего не получилось”. Так ребята через собственные усилия постигают, что такое творчество.
И стихотворение открывается перед ребятами на уроке уже после того, как они заинтересовались, захотели узнать его целиком.
Так щедро и радостно обсуждают каждую строчку, каждое слово; переписывают (“Вам диктовать или записать на доске?”); читают все вместе.
– Подумайте, как Пушкин относится к своему герою? По каким словам это поняли? – И Валерия Гивиевна показывает репродукцию портрета работы Тропинина. – Мне кажется, Павел был похож на этого мальчика.
Если нет под рукой картины, можно попросить детей, закрыв глаза, представить себе этого мальчика.
– А теперь попробуйте расшифровать по-своему пушкинское “то-то и то-то”, напишите, что бы вы посоветовали Павлу делать и чего не делать.
Урок близится к концу. К следующему разу Валерия Гивиевна предлагает ребятам полистать Пушкина, выбрать понравившееся стихотворение и переписать его, а на следующем уроке составить сборничек любимых пушкинских стихов четвероклассников.
– Чтобы ребята взяли в руки книгу, полистали, почитали. Без этого не возникает культура чтения, – объясняет Валерия Гивиевна.
Заканчивается урок вопросом: что понравилось? (успели?)
– Как Кирилл читал рассказ.
– Стихи Пушкина.
Урок окончен. Спасибо!

Елена Куценко

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru