В школах Амонашвили особенно
дорогие и важные уроки учитель дарит ученикам. А
я сегодня хочу подарить вам рассказ о гуманной
педагогике. Он собран из фрагментов семинара
Шалвы Амонашвили в редакции “ПС”, рассказов его
сотрудников, единомышленников и учеников. О том,
как эксперимент продолжается, переселившись в
обычную общеобразовательную школу. Кое-где я не
смогла удержаться от заметок на полях, как в
собственном рабочем конспекте. Боюсь, что подбор
материала и жанр грешат импрессионизмом в ущерб
академической строгости изложения: это не
беспристрастное представление очередной
педагогической концепции, а попытка передать
впечатление учителя-практика от встреч с
гуманной педагогикой Шалвы Амонашвили.
История в двенадцати картинках
Урок письменно-речевой деятельности в
4 классе
Я долго не могла решить, в какой форме
представить вам этот урок. Ведь даже подробная
стенограмма не передаст интонаций, настроения,
выражения лица, а самый детальный конспект не
охватывает всего богатства и насыщенности урока.
Поэтому предлагаю вам рассказ о том, каким я,
учитель начальных классов, увидела урок
письменно-речевой деятельности, проведенный в
четвертом классе Валерией Гивиевной Ниорадзе. И
о разговоре с ней после урока.
Курс письменно-речевой деятельности разработан
для первого, второго и третьего классов, а в
четвертом только создается в этом году. Каждый
урок – новый шаг, проба, эксперимент. И когда
Валерия Гивиевна со своим четвертым классом
придумает и опробует весь путь шаг за шагом, по ее
разработкам смогут работать другие учителя.
Начался урок с того, что все его участники и гости
поздоровались друг с другом. Учитель раскрывает
учебные задачи урока перед детьми, чтобы они
прониклись его смыслом и содержанием, приглашая
к сотрудничеству и проявляя уважение к личности
каждого ученика:
1) сюрпризы;
2) минуты настоящей поэзии;
3) стихотворение Пушкина;
4) обогащение речи и чувств;
5) творческое письмо;
6) материал для сюрпризов на следующий урок;
7) итоги урока (если успеем).
А на доске лишь колонка цифр от единицы
до семерки.
– Почему вы не записываете пункты плана, а только
обозначаете цифрами? – спросила я после урока,
ожидая пространного, высоконаучного рассуждения
про способность удерживать в памяти план,
соотносить его с работой... Но услышала в ответ:
“Для экономии времени”. Только уверенный в себе
учитель-мастер может позволить себе ответить
просто.
Итак, работа начинается с сюрпризов. Это стихи и
рассказы, написанные ребятами дома по серии
сюжетных картинок Бидструпа.
– Почему именно рассказ по картинкам? –
допытывалась я после урока.
– Для того чтобы развивалась фантазия. Чтобы
дети учились создавать словесный образ, видя
перед собой графический.
На этот раз история разворачивается в двенадцати
картинках. А иногда я предлагаю всего одну, из
которой можно развернуть целый сюжет: мальчик
после от души проведенного матча – мокрый,
грязный – стоит в прихожей, напротив мама,
потеряв дар речи, смотрит на него. Что было до, что
случится после? Можно ли избежать скандала? Может
ли у этой истории быть мирный, добрый конец? И
ребята придумывали, что мальчик говорил маме,
чтобы успокоить и утешить ее.
Но вернемся к уроку. Задание творческое, то есть
необязательное. Но к доске выходит больше
половины класса. К сожалению, выслушать всех
невозможно, и ребята сами выбирают, чьи работы
хотят послушать сегодня.
Каждый текст обязательно оценивают, и не
дежурным “Молодец!”, а хвалят удачные отрывки,
отмечают, использовал ли автор прямую речь, о
которой говорили накануне.
– Интересный рассказ.
– У Мити получается все лучше и лучше, потому что
он выполняет творческие задания всегда.
Тексты и в самом деле чудесные: изложение
свободное, легкое, логичное; богатый
литературный язык; и, по-моему, самое главное –
написаны с удовольствием.
Учитель непременно говорит “спасибо” каждому,
подготовившему текст-сюрприз.
Слова благодарности вообще часто звучат на
уроке: за труд и старание, с душой прочитанный
текст, принесенную из дома книгу.
– Кстати, почему “сюрпризы”?
– Потому что каждый текст для меня –
неожиданность, я не знаю, кто на этот раз выполнит
творческое задание, в каком жанре напишет. Я и
свои объяснения чего-то нового, возбуждающего
интерес детей называю сюрпризами для них.
– Художественные достоинства текстов вы с
ребятами обсуждаете при чтении, а грамматические
ошибки? – это больной для меня вопрос, ведь стоит
показать кому-нибудь сочинения моих малышей,
реакция одна: ах, сколько ошибок, – не обращая
внимания на сам текст.
– Ошибки я отмечаю. Карандашом, чтоб ребенок мог
аккуратно поправить. К тексту нужно относиться
бережно, не марать лишний раз. В то же время
исправления, правки в тексте – свидетельство
нормального творческого процесса. Я показывала
детям рукописи настоящих писателей и объясняла,
что, если что-то не нравится в своем тексте, можно
аккуратно зачеркнуть и исправить, добавить.
Продолжился урок чтением стихов Блока и
Бальмонта. Учили их наизусть довольно давно,
поэтому Валерия Гивиевна оживляет стихи в памяти
ребят, напоминая рифмующиеся концы строк, потом
читают все вместе. И наконец, кто хочет прочесть
выразительно? Можно посматривать в текст. Как я
понимаю, главное – не проверить, насколько
твердо выучено наизусть, смысл в том, чтобы
стихотворение прозвучало красиво.
Следующее задание тоже из области поэзии. На
предыдущем уроке Валерия Гивиевна дала ребятам
только последние слова строк пушкинского
стихотворения “Душа моя, Павел...” и предложила
написать свой вариант с этими рифмами.
Именно это стихотворение пришло в программу
Валерии Гивиевны из давнего разговора
Ш.А.Амонашвили с С.Л.Соловейчиком, который
рассказывал о том, что вся суть педагогики
гениально уложена Пушкиным в это коротенькое
стихотворение. Потом рассказ вошел в книгу
“Педагогика для всех”. А теперь и в урок
четвертого класса.
– Почему я сразу не даю стихотворение целиком?
Только недавно поняла, что дает такая форма: я
ставлю детей перед интеллектуальной, образной,
словесной, эмоциональной проблемой. Идет не
всегда легко, но я не сдаюсь. Задание сложное, не
всегда удается его выполнить. Один мальчик как-то
сказал: “Я два часа бился, но у меня ничего не
получилось”. Так ребята через собственные
усилия постигают, что такое творчество.
И стихотворение открывается перед ребятами на
уроке уже после того, как они заинтересовались,
захотели узнать его целиком.
Так щедро и радостно обсуждают каждую строчку,
каждое слово; переписывают (“Вам диктовать или
записать на доске?”); читают все вместе.
– Подумайте, как Пушкин относится к своему герою?
По каким словам это поняли? – И Валерия Гивиевна
показывает репродукцию портрета работы
Тропинина. – Мне кажется, Павел был похож на
этого мальчика.
Если нет под рукой картины, можно попросить
детей, закрыв глаза, представить себе этого
мальчика.
– А теперь попробуйте расшифровать по-своему
пушкинское “то-то и то-то”, напишите, что бы вы
посоветовали Павлу делать и чего не делать.
Урок близится к концу. К следующему разу Валерия
Гивиевна предлагает ребятам полистать Пушкина,
выбрать понравившееся стихотворение и
переписать его, а на следующем уроке составить
сборничек любимых пушкинских стихов
четвероклассников.
– Чтобы ребята взяли в руки книгу, полистали,
почитали. Без этого не возникает культура чтения,
– объясняет Валерия Гивиевна.
Заканчивается урок вопросом: что понравилось?
(успели?)
– Как Кирилл читал рассказ.
– Стихи Пушкина.
Урок окончен. Спасибо!
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.