ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Зависть, доля и очередь
Питерский культуролог описывает жизнь
коммунальной квартиры, как этнограф описал бы
жизнь неизвестных племен: территорию, нравы,
представления, привычки
Территория коммунальной квартиры явно
делится на места общего пользования и приватные
комнаты жильцов. Но на самом деле вся территория
прозрачна: из коридора слышно, что происходит в
комнатах, а из одной комнаты слышно, что
происходит в другой, соседней.
Чем дальше от приватного пространства комнаты,
тем меньше заинтересованность в порядке –
вплоть до кажущегося парадокса, когда отсутствие
порядка угрожает жизни детей. Все критикуют
вандализм тех, кто сломал перила на пятом этаже,
но в течение многих лет никто не предпринимает
усилий, чтобы перила починить (никто не хлопочет
об этом в жилконторе).
Ограниченная доступность ресурсов общего
пользования требует их справедливого
распределения. Очередь – вот принцип этого
распределения. Кто-то может пробраться в ванную
без очереди, в тот краткий промежуток, когда один
сосед освободил ее, а другой еще не занял.
Нарушителю дают понять, что он не прав, если не
стуком в дверь, то попросту отключая горячую
воду.
Люди крайне чувствительны к справедливости
распределения. Каждый участник сообщества
следит не только за тем, чтобы его индивидуальная
доля была выделена справедливо (не меньше, чем
нормально), но и чтобы доли всех остальных
участников коллектива были справедливыми (не
больше, чем нормально). Такое внимание к долям
благ, достающимся соседям, интенсивно окрашено
эмоционально – завистью, пропитывающей
отношения жильцов и стоящей за многими их
побуждениями. Сами люди осознают это не как
зависть, а как чувство справедливости.
Доходит до мелочей: цена электроэнергии ни в
СССР, ни в сегодняшней России никогда не была
слишком высокой, но множество коммунальных
конфликтов происходит как раз по поводу платы за
нее. Раньше каждый съемщик часто имел, например, в
туалете свою лампочку, выключатель которой
располагался в его комнате, или, покидая туалет,
вывинчивал лампочку и уносил с собой.
Жильцы крайне чувствительны к любому вторжению в
чужую зону общей площади. Нередко соседи вели
продолжительные невербальные дискуссии, в ходе
которых чужой стул или табурет красноречиво
передвигался на несколько сантиметров в сторону.
Многие формы поведения обитателей коммунальной
квартиры, их мнения и привычки производны от
установок, характерных для так называемых
“культур бедности”, или, точнее, deprivation societies,
которые были описаны Джорджем Фостером. По
Фостеру, для людей в таких культурах все блага
представляются своеобразной замкнутой системой,
ресурсом, количество которого ограничено для
данной группы. Соответственно, если кто-то один
из группы получает очевидное преимущество, это
неизбежно происходит за счет других.
Один из способов подавить зависть окружающих –
поделиться с ними. Угощают обычно дружественных
соседей, соседей с детьми, старых и беспомощных.
Отказ от угощения – тяжкая обида. Оптимально с
точки зрения этикета попробовать угощение
немедленно, на глазах угощающего, и высказать
комплимент кулинарному искусству.
Взаимопомощь – естественная часть нормальных
отношений между соседями. Самые
распространенные формы – присмотреть за детьми
(и даже накормить их) в отсутствие родителей,
позаботиться о больных и беспомощных, у которых
нет родственников в квартире. С такими соседями
делятся пищей, ходят для них в магазин и в аптеку,
вызывают врача. При нормальных отношениях соседи
ходят друг к другу в гости, поздравляют с
праздниками, их дети играют вместе.
Дружественные отношения все-таки никогда не
затрагивают всех в квартире; они скорее
прочерчивают границы между группировками,
противопоставляющими себя другим – “хамам”,
“интеллигентам”, “богатым”, “пьяницам” и так
далее. Кто-то здесь постоянно борется за
дополнительные права на пространство, время,
разнообразные блага и льготы. Довольно
распространены подслушивание, шпионство,
подглядывание; это не воспринимается соседями
как что-то исключительное. Сегодня это уже
делается скорее из любви к искусству и не имеет
отношения к бдительности и взаимному контролю,
которые насаждались советской идеологией
В последние годы в квартире появились люди, не
считающие копейки и даже не помышляющие о
справедливом распределении благ. Такой жилец уже
не думает о том, как защитить себя от зависти. Он
намеренно провоцирует зависть, использует
прозрачность пространства коммунальной
квартиры для хвастовства и показухи – и в то же
время остается, по сути, глубоко коммунальной
личностью, потому что сама эта прозрачность
ничуть его не смущает.
Появился и просто “богатый” сосед, который
почти все время на работе и у которого свой
маленький бизнес или сравнительно высоко
оплачиваемая работа. Он ездит на машине и
оставляет ее во дворе, а по квартире ходит с
мобильным телефоном: такой человек тратит на
свой телефон в месяц столько же денег, сколько
его соседка-старушка получает в месяц в качестве
пенсии. Видимо, он мог бы снимать на свои деньги
отдельную квартиру или подыскать варианты с
обменом для улучшения бытовых условий. Однако он
не испытывает в этом нужды, он не тяготится
коммунальным бытом. Когда он заработает много
денег, действие станет совсем простым: купить
квартиру. И вот тогда заживем. А пока не стоит
тратить на это время. Впрочем, другая характерная
черта образа жизни этого соседа – то, что он не
особенно-то копит деньги на новую квартиру. Зато
довольно много тратит, не жалея денег на еду и
развлечения, иногда еще на одежду и машину.
В наши дни личная жизнь человека в коммунальной
квартире стремительно приватизируется и
становится его личным делом в тех пределах, в
каких не затрагивает напрямую комфорта соседей.
Но, как и прежде, в “нормальном” порядке вещей –
учитывать интересы соседей лишь в той мере, в
какой это не ведет к скандалу, то есть следуя все
тому же генеральному принципу “минимального
достаточного усилия”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|