Не оценивать, а... ценить
Просто так отказаться от отметок,
наверное, нельзя. Но можно попробовать заменить
их доверием
В московской школе № 200 уже четвертый
год ведется эксперимент по осуществлению
концепции гуманистической педагогики Шалвы
Александровича Амонашвили.
Директор школы Марина Игоревна Шишова убеждена:
если главной ценностью школьной жизни
становятся отношения, отметок в начальной школе
быть не должно. Иначе сравнение себя с более
успешными детьми будет постоянным источником
переживаний. Часто тот, кто получил тройку за
письмо в прописях, старался не меньше, просто в
силу ряда объективных причин он, возможно, еще не
может успешно выполнять задание.
У ребенка интерес к познанию изначально есть, а
отметка в начальной школе только мешает его
реализации.
Отметки разделяют детей: отличники, хорошисты,
троечники... И ярлык троечника, как правило,
закрепляется до конца обучения в школе.
– Мы, – говорит завуч школы Марина Николаевна
Амрамова, – от этого полностью ушли. Каждый
ребенок, который приходит к нам в школу, по-своему
хорош и любим.
Задача учителя – построить взаимоотношения с
учеником так, чтобы ему захотелось учиться.
Отметки в 200-й школе не ставятся, зато в тетрадях
обязательно отмечаются самые лучшие места, то,
что наиболее ребенку удалось. Даже если на
странице все буквы, кроме одной, получатся вкривь
и вкось, первое, на что обратит внимание учитель:
как здорово у тебя получилась буква «К»! Акцент в
школе делается на успешность, на достижения
ученика.
Как изгнать ошибки
Работа над ошибками, естественно,
существует, но проводится она особым образом.
К примеру, все грубые ошибки учитель фиксирует в
своей тетради. На следующем уроке эти же ошибки
педагог пишет на доске, не называя имен тех, кто
их допустил, а потом просит детей помочь
исправить.
При этом оценивание работы не отменяется, а
органично вписывается в канву урока.
Например, на уроке математики дети предлагают
разные варианты ответов на задачу. Как поступает
учитель? Он записывает все ответы на доске: и
верные, и неправильные. А потом говорит:
математика – наука точная, в некоторых задачах
может быть несколько правильных ответов – 2–3, но
не 10. Поэтому сейчас мы будем доказывать, кто же
из нас прав. И ребята начинают по очереди
предъявлять свои доказательства: кто-то заходит
в тупик, кто-то продолжает спорить... И вот уже
трое оппонентов собрались у доски. В конце
концов, когда верный ответ становится ясным,
каждый видит, где он продвигался в правильном
направлении, а какие его действия были неверными.
Рисунок, которого все ждали
Если ребенок не выполнит задание в
обычной школе, ему скорее всего тут же поставят
соответствующую отметку, в лучшем случае сделают
внушение. Как это возможно: все нарисовали
картинку к сказке, а ты нет?!
А здесь учитель обходит всех и, если оказывается,
что кто-то не сделал задания, говорит: как жаль, я
так ждал именно твой рисунок.
Как вы думаете, принесет ребенок рисунок в
следующий раз?
Но кто-то снова ничего не принес. И тогда накануне
третьего урока педагог звонит ему домой и
напоминает:
– Завтра у нас урок, и я жду твой рисунок. Ты,
наверное, уже нарисовал?
– Еще нет, но сейчас нарисую.
И следующий урок начинается с такого, например,
объявления учителя:
– Ребята, Саша сегодня приготовил домашнее
задание к рассказу, который мы с вами прочитали.
Саша, покажи, пожалуйста.
Выходит гордый Саша, вешает на доску свой
рисунок, и все радуются тому, что он сделал. А
учитель просит Сашу подарить ему эту работу.
У удачных уроков есть еще один секрет: в 200-й школе
дети с младших классов хорошо понимают, зачем им
нужны знания. Парадоксально, но Марина Игоревна
считает, что младшие школьники чувствуют это
лучше старших. Разговор о целях обучения прямо
или косвенно возникает на самых разных занятиях,
где обсуждается конкретная жизненная ситуация.
Ребята уже знают, что на школьных уроках их учат
не просто читать и писать. Прежде всего на
занятиях развивают память, внимание, мышление. И
в начале урока каждый может определить для себя,
каким он будет на сегодняшнем занятии. Кто-то
говорит: я буду внимательным, другой: я буду
учиться думать... Просто сидеть тихо никому не
интересно.
О самом секретном...
А чтобы родители знали о школьных
успехах детей, для них периодически готовятся
сюрпризы. Ребята собирают свои лучшие работы, а
также особо сложные задания, над которыми папе
или маме придется серьезно подумать, и
складывают все в конверт. В конверт вкладывается
и характеристика на ребенка, где сказано, что
ученику дается лучше всего, чего он достиг на
данный момент, а что еще предстоит преодолеть.
Одна из целей характеристики – помочь ребенку
обрести адекватную самооценку: он должен знать,
что у него получается хорошо, а что не очень.
Характеристику учитель пишет вместе с детьми
накануне родительского собрания. И если учитель
случайно, а иногда и намеренно допускает какую-то
некорректную формулировку, ребята тут же его
поправляют: нет, об этом писать нельзя.
Жизнь в школе строится на принципах доверия и
открытости.
А если дети хотят поделиться с учителем самыми
главными своими тайнами, они пишут секретные
письма. Все настоящее в человеческих отношениях
измеряется не баллами, а тем, насколько человек
может позволить себе быть искренним в общении с
другими.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|