Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Экономические и воспитательные проблемы одинаково важны для сельского учителя. Одни пытаются добыть для своей небольшой школы хотя бы краску и книги. В другом месте учитель задает писать упражнение, а сам в это время думает: не подмерзла ли дома картошка – основной продукт на длинную зиму. А кому-то везет больше – выпускники школы, ныне уважаемые люди, становятся спонсорами. Выдающийся случай, о котором недавно вскользь сообщило телевидение: школа, состоящая из одного ребенка и одной учительницы. Было двенадцать учеников, их отправили в другие села, да односельчане спохватились, стали протестовать. И школу оставили для одной маленькой девочки. У нее подрастают братья, значит, школа, сохраненная почти чудом, будет жить дальше. И не только эта, а множество других в разных местах. Потому что душа, что ли, у сельского учителя устроена особенным образом. Как написал один педагог: “Моя работа – это мое хобби, а зарплата – вознаграждение за увлечение”. У всех возможности разные, но по-прежнему главными остаются именно главные вещи: детям нужно хорошее образование, детям нужна своя школа в своей деревне.
И для этого каждый старается, как может.

Игорь РЕМОРЕНКО

От них одни убытки...
А сколько выгод?

Маленькие школы нерентабельны?
Смотря как считать...

Сейчас много говорится о высокой стоимости и тем самым низкой рентабельности сельского образования. Раз экономически менее целесообразно, значит, и невыгодно. Такова идеология. Без этого не было бы никакой реструктуризации сельской школы. Однако сказать однозначно о дороговизне сельской школы и определить соответствующую сумму, показывающую разницу в стоимости сельской и городской школ, не так-то просто.

Точно назвать цифры – а на сколько, собственно, сельская школа дороже – вряд ли удастся. Слишком разные и регионы, и территории. В одних стоимость годового обучения одного ученика на селе в два раза выше, чем в городе, где-то в три, а где-то даже и ниже. Определить же составляющие, статьи расходов, исходя из которых становится заметной б`ольшая (или меньшая) стоимость сельской школы, можно.
Начнем с самого простого – с заработной платы. Особых доплат по сравнению с городом здесь нет – за исключением доплат за работу в сельской местности. Кроме того, если сельская территория северная или имеет другие особые природные условия, здесь предусматривается процентная надбавка к ставке оклада. 30–50% – надбавка к обычному окладу, установленному по нормативам Единой тарифной сетки.
В области материально-технического обеспечения сельских школ мы также обнаруживаем существенную разницу с городскими школами. Конечно, глобусы и доски там такие же. Но вот что касается компьютеров, то здесь важна разница. Если учесть, что сейчас использовать компьютеры без подключения к сети Интернет не имеет никакого смысла, то на селе это подключение должно быть особым. Здесь дешевле использовать средства спутниковой связи, нежели телефонные линии. Успех в информатизации школ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона тем и определяется, что там, отказавшись прокладывать провода для телефонных линий в силу их дороговизны, сумели обеспечить достаточно дешевое беспроводное радио и сотовую связь.
Если говорить о непосредственном учебном процессе, то здесь также можно увидеть разницу в стоимости городских и сельских школ. Производственное обучение на селе можно организовать значительно дешевле, чем в городе. Недалеко от сельской школы всегда найдутся предприятия, которые на определенных условиях готовы сотрудничать со школой, предоставлять ребятам возможность попробовать себя в какой-нибудь профессии. Правда, для сельских ребят придется продумывать пути увеличения выбора профилей: далеко не у всех призвание – оператор машинного доения. Можно также найти наиболее универсальные специальности – автодело например. Почти все хотят уметь водить автомобили.
Немаловажной является стоимость содержания школьных столовых и организации детского питания. В сельских школах продукты дешевле, выращены подчас на пришкольном приусадебном участке. Да и столовую в школе содержать нужно – хоть немного, но несколько дополнительных рабочих мест для сельчан появляется.
Денег стоит и курсовая подготовка учителей. Для повышения квалификации сельских учителей на базе регионального ИПК затрачиваются средства на проезд и проживание в городе. Однако здесь тоже не все просто с подсчетом стоимости, поскольку частой становится практика создания ресурсных центров на селе, особенно в Красноярском крае и Карелии, именно на их базе можно было бы вести курсы повышения квалификации без выезда в город. Это должно значительно сократить разницу в стоимости переподготовки и повышения квалификации по сравнению с городской практикой.
Существенные особенности в расчете стоимости сельской школы связаны с капитальным ремонтом. Это сейчас особенно актуально: ведь большинство основных фондов системы образования сильно изношены. Поэтому затраты на ремонт нужны весьма существенные.
При ремонте каждая школа вынуждена нести существенные материальные издержки на транспорт, ведь на селе порой отсутствует все необходимое. Привести из города трубы, сантехнику, шифер и многое другое – все это стоит денег. И если даже удается найти машину, водителя (помогло местное базовое предприятие села), то все равно потом будет выставлен счет и его придется оплачивать.
Отдельная статья – расходы на библиотечный фонд и медицинское обслуживание.
Для расчета стоимости сельской школы важна также и практика подвоза детей. Она может быть весьма специфичной. Важно учитывать: с помощью каких автотранспортных средств осуществляется подвоз? каков расход топлива? какие средства требуются на ремонт, техническое обслуживание, хранение автотранспортной техники и многое другое?
При описании направлений определения стоимости сельской школы мы почти не касались возможностей ее финансирования как открытыми, так и скрытыми спонсорами. Иногда, например, школы, находящиеся в ведении железной дороги, значительно легче выживают за счет того, что часть расходов вполне официально берет на себя какой-либо орган управления железной дорогой. Иногда у образовательного учреждения находятся весьма состоятельные попечители. По нашему опыту это прежде всего бывшие выпускники, живущие в городе, но не утратившие заинтересованности в развитии родной школы. Часто находятся единовременные, но достойные спонсоры, которые и транспортом помогут, и денег дадут. Традиции шефства хоть и ушли в небытие, но, случается, некоторые предприятия об этом вспоминают.
По приведенным данным видно, что создать однообразную методику определения стоимости сельской школы крайне сложно, хотя исследования в этой области провести не мешало бы. Следует создавать гибкий механизм финансирования сельской школы, который будет учитывать возможности родителей, активность и шефские склонности базового предприятия села, перспективные планы развития той или иной территории.
Как нам кажется, существенной в деле определения стоимости сельской школы должна стать практика согласования бюджета каждого образовательного учреждения. Это означает, что школа, родители и учредители определенным образом согласовывают механизм финансирования школы, ее бюджет на каждый учебный год. Все это оформляется как образовательный договор. Именно он позволит легитимизировать спонсорство и заранее предвидеть необходимые расходы в процессе всего учебного года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru