Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Евгений Ильин: “Я горжусь, что за сорок лет не прочитал ни одной методической книги!”

“Балаган”, – говорят про его уроки одни. “Театр, волшебство”, – восхищаются другие. Следовать системе Ильина невозможно. Чтобы давать такие уроки, нужно быть самим Ильиным. Главное, чему можно научиться у известного педагога, считают его поклонники, – это быть не похожим ни на кого другого. По убеждению педагога, победа неизбежна, если учителю удастся сделать себя героем собственного урока.
...Кто придумал, что современный педагог в помощь себе должен изучать специальную литературу, овладевать новыми методиками? У Ильина все не так: ключевая идея его системы – как раз отрицание того и другого.
Объясняет это просто: все, что говорит своим ученикам, берет “из себя”. Как поэт – рифму, писатель – тему... Ставка только на себя.
Вопрос вопросов учителя словесности – как научить читать ребенка, не желающего иметь дело ни с какой художественной литературой? – для Ильина не стоит. У него читают все. И не только в школе, но и долгие годы после. Рецептов, по словам Евгения Николаевича, тьма, надо только уметь ими пользоваться. Запрет один: на уроке ничего нельзя делать просто так. Все – с выдумкой, с фантазией. Или, пользуясь терминологией Ильина, надо все время пытаться уходить от “педагогики голого крючка” и в противовес ей создать собственную систему “крючков с насадками”, на которые поймается любой ребенок.
“Насадка” номер один: домашнее задание. Не простое, конечно, а с закавыкой. “Дети, какие особо важные мысли учебника не прозвучали сегодня на уроке?” После такого задания дети читают учебник самозабвенно... Или ученикам предлагается найти в романе пятую жертву Раскольникова: “И тогда я подарю вам свою книгу с надписью “Гениальному ученику от восхищенного и потрясенного учителя”...
“Насадка” номер два: задавать детям только такие вопросы, на которые сам не знаешь ответа. Если бы умер муж Татьяны, пошла бы она за Онегина?
“Насадка” номер три (и, как уверяет Ильин, главная): урок должен держаться на юморе, поскольку “учитель литературы без юмора, как “Поднятая целина” без Щукаря”.
– Я говорю: Миша! Если бы я был криминалистом, я бы искал отпечатки твоих пальцев на этой книге. Ну прочитай хоть что-нибудь... А другому ученику скажу: знаешь, чем ты отличаешься от Гоголя? Гоголь восемь раз переписывал “Мертвые души”, а ты бы хоть раз туда заглянул...
Если уж входить в литературу, то всерьез и по-настоящему. По Ильину это значит: формулировать темы уроков и сочинений совсем не так, как это принято на традиционном уроке. У Ильина так: “Два затмения в “Слове о полку Игореве”. Одно на Солнце, другое в голове Игоря...”
Что такое литература для современного человека? – спрашивает Ильин и отвечает: литература – не просто книга, это все. Когда ты умеешь сказать все, тогда будут читать книгу, которую ты даешь. А для того чтобы ученик поверил учителю, нужно, чтобы он увидел, что к нему пришел не учитель литературы, а человек, владеющий профессией.
“Вот, собственно, и все, – улыбнулся напоследок Ильин. И тут же добавил: – Нужно подходить к уроку с позиции разумного эгоизма. Интересно вам – интересно всем!”
...После выступления к педагогу подошла девушка и, робея, попросила дать “совет начинающему литератору”. Евгений Николаевич совершенно серьезно ответил: “Надо выбрать свою бумагу. Это очень важно. Вот лично я пишу только на клочках... Это не так страшно”.

Ольга СОМОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru