Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Марина Космина

...Здесь можно совершить открытие, которое преобразит твою жизнь и жизнь твоих учеников

...Малыш, ты пришел ко мне на урок. Что же мне сделать, чтобы ты стал начитанным, умным, умеющим неадекватно мыслить? Как развить работу твоего ума, чувства, воображения? Как увлечь тебя? Как научить трудиться? И в памяти всплывает недавнее прошлое. Сочинение лингвистических сказок, путешествие по стране Словографии – с этого я начинала. Мне не хотелось скучных уроков!
Вера Макаренко
г. Одесса
Перед самым отъездом писала о Соловейчиковских чтениях своей бывшей ученице, а ныне студентке. Положила в конверт старую, вырезанную из газеты “Первое сентября” “Пушкинскую проповедь” – о чистоте души. Там столько понимания, и надежды, и веры, и света. Лучше не скажешь...
Наталья Сперанская
Нижегородская область
...Я уже пятидесятый год работаю в школе учителем русского языка и литературы. Наверное, было много разных случаев на уроках, которые запомнились моим ученикам навсегда. Особенно помнят участие в литературных вечерах и спектаклях. А коронным номером моим является Пушкинская перемена, которая под звон колоколов собирает в актовый зал школы всех, кому дорога память о поэте, в день его смерти – 10 февраля. В юбилейный год ее проводили мои дети, которые окончили школу в 1983 году, и в зале вместе со всеми сидели их жены, мужья и дети...
Татьяна Червонская
г. Москва
...Понедельник. Спешу в школу. Спешу уже много лет. Каждый понедельник – начало новой эпохи. И кто сказал, что это тяжелый день? Подхожу к классу... Сейчас! Сейчас я встречусь с ними. Увижу их взгляды, улыбки, и все повторится сначала, и все будет вновь. Мы будем искать. Будем искать вместе, споря и сомневаясь, спотыкаясь и останавливаясь, но обязательно найдем. Истина приоткроет нам завесу тайны и, может быть, позволит на мгновение прикоснуться умом и сердцем к вечному и сокровенному.
Владислав Мухин
г. Одесса
...Завтра я уезжаю на Соловейчиковские чтения... Какое задание дать 11 классу на целую неделю? Получаю “Первое сентября” с новым проектом “Урок толерантности”, иду в класс и прошу ребят помочь мне в подготовке такого урока. На перемене заглядываю в библиотеку и вижу: весь мой 11 “Б” столпился вокруг полки со словарями... “Толерантность – это...”. Прикрываю дверь и выхожу из школы счастливая. Спасибо, дорогие мои дети, за это прекрасное мгновение, за ощущение причастности к самой лучшей профессии на земле – профессии учителя.
Татьяна Жигалова,
г. Кумертау, Башкирия

В свои собственные выходные, прихватив пару-тройку рабочих дней, поменявшись уроками с коллегой, отработав за двоих, найдя немыслимым образом деньги на дорогу, учителя за тридевять земель, раз в год, как паломники, едут в Москву – чтобы в последние золотые дни бабьего лета просидеть с утра до позднего вечера в учительской и наговориться наконец о школе – мало им двойной нагрузки каждый день!
Наш бесконечный разговор, начатый Симоном Львовичем, дорог тем необыкновенным ощущением, когда, стараясь дотянуться до мудрости собеседников, сам стараешься стать выше ростом. Здесь, в пространстве высокого смысла, простые слова оказываются значительнее научных терминов, и за ними стоят бездонные истины, добрые, как счастье. Задав простой вопрос, здесь можно совершить открытие, которое преобразит твою жизнь и жизнь ребенка, зевающего за последней партой. То, о чем говорят, и то, как говорят, здесь сокровенно и спасительно, как чудо.
– Двадцать лет назад от Симона Соловейчика я вдруг услышала первый раз в жизни: успокойся, ты права, дети и не должны тебя бояться! Какое же это было облегчение!
«Спасибо за счастье выйти из душной школы в парк, где собираются люди, которых я люблю и с которыми мне интересно» – Сергей Ветров, руководитель Украинского открытого университета педагогического мастерства, написал Милославу Балабану на титуле своего нового журнала «Школа-парк» эти слова, которые могли бы стать эпиграфом и Соловейчиковских чтений, и газеты, потому что очень точно отражают дух педагогики сотрудничества.

...В этом году все было несколько иначе. И акустика не мешала работать, и расписание изменилось – было меньше мастер-классов, но больше «круглых столов» и презентаций, и появился даже новый жанр «Свободное обсуждение за чайным столом»; и впервые решились на проведение «круглых столов» по темам, которые раньше казались нам неподъемными, – «Религия и школа», «Патриотическое воспитание».
Дом учителя узнать было трудно: в Светлом зале с его балюстрадой и бельэтажем одновременно пили кофе, в деталях планировали превращение школьной библиотеки в «информационный центр современной школы», дети профессионально исполняли на балалайках Баха, Бетховена и Свиридова, взрослые знакомились с новой «Чудесной газетой», встречались с ветеранами педагогики и получали у компьютерной гадалки предсказание судьбы по книгам Симона Соловейчика.
Оказалось, можно открыть любую книгу отца, – говорит Артем, – и наугад выбранная строчка очень многое говорит!

***

...Можно ли в принципе учиться с увлечением в традиционной школе или сами основы ее отрицают эту возможность? Казалось бы, старый спор по вопросу из серии «быть или не быть?», но зал, где Николай Крыщук проводил встречу, был полон, и с дискуссии никто не уходил: сколько бы ни работал учитель, его продолжает волновать эта тема.

На семинаре Милослава Балабана «Школа-парк» каждый год новые слушатели делают старое открытие: если принципиально исключить обязательную программу и дать ребенку право посещать только те студии, которые он хочет…
А если он ничего не хочет! Ну не хочет и все?
За все годы эксперимента у нас не было ребенка, который бы ничего не хотел! А дети у нас были сложные, они совсем не могли учиться в обычной школе. У нас же с ними была другая проблема: дети не успевают выбирать и посещать все те занятия, которые им интересны!
“Как мы на чтениях”, – понимающе кивают учителя.

У журналиста Андрея Русакова на встрече «Реструктуризация сельской школы» особенно заметно, что наш читатель – в основном из глубинки и что 70 процентов российских школ – сельские. Как много гостей приехали издалека и как много энергии, мыслей, планов, надежд у сельских учителей! Только вот отношение к ним у властей почему-то не как к большинству, а как к меньшинству.
– Никто не посмеет закрыть, если весь населенный пункт встанет против, уверяю вас! – убеждает коллег Юрий Макаров.
И эта простая мысль удивляет своей очевидностью. Почему мы забыли об этом? А также о том, что против реструктуризации, во многих случаях обрекающей тысячи сельских учителей буквально на вымирание, можно тоже протестовать всем деревенским и учительским миром.

***

…Звенит звонок, но как всегда никто не расходится. Виктор Зарецкий раздает свое практическое руководство по сотворению чудес – «Если ситуация кажется неразрешимой. Рефлексивно-деятельностная педагогика»:
– Я вообще-то ее дарю обычно… Кто хотел бы получить мою книгу, запишите вот здесь свои адреса, я просто вышлю…
Ольга Леонтьева обменивается телефонами с желающими открыть у себя студии школы-парка; книга «Как построить школу без классов и уроков» среди первосентябрьских изданий «Я иду на урок» продается в вестибюле. Шалва Амонашвили надписывает кому-то свою новую книгу «Амон-ра», но все мысли у него о серии «Антология педагогической мудрости»:
– Моя мечта: чтобы у учителя книги великих мыслителей лежали на столе, стояли на полке. Чтобы, протянув руку, можно было в любой момент перелистать Песталоцци, Корчака, Сухомлинского, книги о Христе и Будде. Начинающим учителям это особенно важно. Наш адрес: Новокузнецкая, 16, – пожалуйста, приезжайте, приходите, книги недорогие, если денег нет, возьмите в рассрочку, отдадите, когда будут деньги, только читайте сейчас!!!

…Наши «доброжелательные разговоры по существу» (так обозначен жанр встречи в расписании) неожиданно вызвали у меня в этот раз компьютерные ассоциации. Есть такое понятие гипертекст. Каждое слово в тексте, если щелкнуть по нему мышью, раскрывается, как статья энциклопедии. И эта поясняющая статья состоит в свою очередь тоже из разворачивающихся слов, за каждым из них – своя пирамида текста, и так далее – виртуальная бесконечность.
И в наших сентябрьских беседах было то же ощущение бесконечной наполненности самых простых слов и понятий, которыми мы оперируем, – ребенок, сотрудничество, урок, учитель, интерес, достоинство, знание, детство. Только в отличие от виртуальных глубин наш гипертекст заполнен живым теплом и сокровенным смыслом, и за каждым словом открывается не одно пространство, а бесконечное их число. Выбирай, какое нравится, и в нем существуй. Или создавай свое – места хватит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru