Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Брайан Ино

ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ  КОЛЛАЖ

Известный музыкант Брайан Ино фантазировал с друзьями о будущем в начале 90-х годов. Некоторые из этих фантазий уже походят на нашу реальность, не так ли?

Обычные люди начинают платить публицистам, пиар становится самой популярной профессией в богатых странах. Жизнь – бесконечная борьба за внимание прессы.

Сексуальные роли поменялись: мужчины красятся, за ними гоняются женщины в плохо сидящих одеждах.

Каждый становится таким циником по поводу самого процесса выборов, что численность электората падает до 2% (родные и близкие кандидатов), пока в конце концов «демократический процесс» не преображается в систему лотереи. И тогда все сразу становится значительно лучше.

Оказалось, что почти все теории заговоров, о которых вы слышали, на самом деле правда. Мир действительно управляется 150 злоумышленниками с совершенно отвратительными наклонностями.

Одновременно выясняется, что между людьми имеются серьезные расовые различия – стереотипы совершенно верны.

Выясняется, что курение полезно как зарядка для легких.

Становится популярным новый вид отдыха: вас выбрасывают с вертолета в совершенно незнакомом месте с двухнедельным запасом провизии и воды. При этом вас убеждают, что в течение всего этого времени вы никого не встретите. На всякий случай есть кнопка экстренного вызова спасателей.

Компании, продающие семена, начинают поставлять пакеты с непредсказуемыми мутантами, которые производятся программами генной инженерии: «Посей и посмотри, что получится!». Пригородные участки покрываются экзотическими цветами и гигантскими огурцами.

Генетические исследования показали, что можно создавать одаренных ученых, великих артистов, тонких лингвистов и великолепных атлетов. Люди умирают от голода, потому что не хватает фермеров, поваров и официантов.

Видеофоны провоцируют новую сексуальную революцию, люди сидят дома, занимаясь друг с другом всякими безобразными делами. Воспроизводство падает, а экраны становятся все больше и больше.

Поклонение юности проходит, хирурги-косметологи открывают новый выгодный рынок: они делают пациентам пластические операции для придания лицу морщин и вида людей среднего и пожилого возраста, умудренных опытом, много претерпевших от жизни. Восточная эстетика проникает на Запад; традиционные ценности симметрии и безупречности тела теперь рассматриваются как наивные и неинтересные. Молодые люди Колорадо с совершенными телами и лицами, раньше бесконечно вертевшиеся перед зеркалом, теперь копят деньги, чтобы сделать себе кривой нос или зачернить несколько зубов.

Загар опять рассматривается как признак крестьянского происхождения. Люди начинают закрываться от солнца. Над пляжами строят купола, защищающие людей от ультрафиолетовых лучей.

Учащаются случаи аллергии, и это неожиданно решает транспортные проблемы, поскольку все сидят в своих наглухо закрытых домах. Акции телекоммуникационных компаний взмывают ввысь.

Забытые проекты высотных домов становятся предметом городского шика, переходя из рук в руки по все возрастающим ценам, пока наконец юристы, биржевые брокеры и публицисты (умело представляющиеся членами выселенных групп меньшинств) могут себе это позволить. Размалеванные стены и загаженные лифты ценятся особенно высоко и защищены постановлениями суда.

Укрепляется новая концепция «глобального дарвинизма»: люди дискутируют право человеческого вида избавляться от слабых представителей. Прекращается помощь развивающимся странам. Больницы становятся «центрами оценки жизнеспособности» и отказывают в помощи или прекращают жизнь бедных людей и в случаях безнадежного течения болезни.

Школы прекращают учить детей своим обычным чтению, письму и арифметике и вместо этого обращаются к странноватым и противоречивым вопросам «терапии личности». Все вырастают в той или иной степени «с приветом». Весь следующий век напоминает конец 60-х гг.

Большим успехом пользуется новый журнал «Обычные люди», издаваемый почти столетним старцем Студсом Теркелем. В журнале рассматриваются только те люди, которые никогда не совершили ничего особенного, чтобы на них стоило бы обратить внимание.

Возникает новый тип художника: профессиональный обже-трувист (или хранитель народного фольклора) – этот человек занимается тем, что собирает существующие, но избегнувшие внимания любительские произведения искусства и выставляет их на всеобщее обозрение, что придает им значимость. Он подбирает их по своему вкусу.

Первые Био-Олимпийские игры 2004 года, в которых могут участвовать спортсмены, у которых что-то изъято или добавлено в организм.

Понятие новостей все более трансформируется в то, что создается нашим вниманием и интересом (скорее, нежели истинным положением вещей), новостные шоу представляют собой собрание «умных голов», где четырем интересным умам, занимающимся разными дисциплинами, задают вопрос: «Как вы думаете, что сегодня произошло?».

А потом четырем неинтересным умам, выбранным со страниц журнала «Обычные люди», задают тот же вопрос.

Движение в поддержку жизни делает открытие, что угроза аборта становится на 20% меньше, если женщина соблюдает постельный режим и принимает успокоительные средства в течение первых трех месяцев беременности. Конгресс уступает давлению и принимает закон о принудительном отдыхе. Хождение по магазинам на ранних сроках беременности наказуемо.

Микроб, выведенный для уничтожения пленок разлившейся нефти, начинает пожирать и резину. Возникают транспортные проблемы из-за повреждения шин. Люди меньше выходят из дома и больше занимаются сексом, но презервативы все время рвутся. Население Земли удваивается за шесть лет.

Сценарии становятся более точными и убедительными, люди все чаще узнают о возможности неблагоприятных результатов собственных поступков. Вся социальная жизнь оказывается парализованной, утонув в бесконечных оценках чисто негативных условий: «Является ли такое-то действие менее вредоносным, чем это?».

Наступает возрождение путешествия как процесса. Люди оставляют идею «перемещения из пункта А в пункт Б» и начинают разрабатывать (или вновь открывают) культуру путешествия: некое полукочевое существование. Множество людей приобретают высококлассные, оборудованные факсами и модемами модели передвижных домов. Сразу становится признаком низкого положения иметь стационарный дом. Быстрые виды транспорта рассматриваются приблизительно так же, как предприятия быстрого питания, – жалкие, нежелательные, фальшивые.

Телевизионные режиссеры, на которых неизгладимое впечатление произвел феноменальный успех трансляции из зала суда процесса Аниты Хилл/Кларенса Томаса, постоянно изобретают и ставят наполовину суррогатные «процессы», в которых упор делается на эмоциональную сторону вынесения решения. Никто уже не уверен, насколько это фикция, частичная или полная реальность. Такие передачи занимают для интеллигенции место поединков борцов и соревнований роллеров.

Общеизвестное понятие того, что детей следует растить в атмосфере любви, надежности и заботы, претерпевает серьезный кризис доверия, когда становится очевидным, что дети, воспитанные таким образом, совершенно не приспособлены к жизни в жестоком, опасном и ненадежном мире. Просвещенные родители начинают экспериментировать с новыми формами игрушек: они покупают своим детям мишек с острыми зубками и непредсказуемым поведением, кубики с абразивными поверхностями, карандаши со слегка токсичными грифелями, выбирают небезопасные площадки для игр.

Инвалиды наконец-то получают возможность деятельности в качестве операторов-роботов. Они единственные люди, готовые потратить огромное количество времени, чтобы отточить четкость действий не в своем теле.

Рабство выходит на новый виток эволюции. Профессионалы, уставшие от ответственности за собственные дела, каждый год уходят в «рабский отпуск», где занимаются тяжелым трудом без какого-либо вознаграждения и под неусыпным надзором. Это становится мирской разновидностью принятия священных обетов.

Появляется новое искусство. Это попытка воссоздать первый опыт прослушивания старых записей поп-музыки через комплексные мультимедийные презентации – точно такое же время суток, то же освещение, те же запахи.

Особенно популярным это развлечение становится среди появляющихся коммун старых людей, которые все последние 30 лет своей жизни проводят, сидя кружком в блаженном тумане травки и записей «Роллинг Стоунз» (идея Стюарта). Большие перемены в образовании: сочетание монетаризма и либерализма порождает новую парадигму, согласно которой школы должны управляться, как успешный бизнес, промышленное предприятие или научно-исследовательский институт. Отсюда результаты:

– Детские умы используются для решения проблем, непредвзятая оригинальность детского мышления покупается флагманами индустрии за большие деньги.

– Производство самых разных товаров: ручная роспись обоев и открыток, примитивистская скульптура и посуда, дизайн одежды и тканей.

– Учителя подбираются (детьми, конечно) на основании их служебных характеристик и возможной эффективности. Они проходят самый жесточайший отбор и перекрестный допрос со стороны детей, своих будущих работодателей.

– Прежняя концепция «абстрактного» (то есть не связанного с реальными задачами) образования действует только в самых отсталых местах старого мира – Англии, Америке и т.д.

– Успешных детей переманивают из школы в школу, за переход требуется платить большие деньги.

– Школы полностью преодолели разграничения по возрастным критериям. Приходят люди всех возрастов и собираются в эффективно действующие группы, работающие для получения прибыли.

Публикация подготовлена по материалам
сетевого альманаха «Futura»

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru