Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Марина АХМЕТОВА

Как не пройти мимо Достоевского?

Мы все время предлагаем детям думать над чужими проблемами, не умея показать, насколько классическая литература созвучна их собственной жизни

Недовольство собой, результатами своей работы, ощущение неудовлетворенности тем, что делаю, – это признаки кризиса или сигнал к началу новой деятельности? Как знать, во всяком случае идея создания принципиально иного курса литературы в старшей школе возникла у меня от безысходности, а отнюдь не в угоду современному поветрию предлагать абитуриентам написать эссе на вступительном экзамене. Дело в том, что стандартный курс литературы в 9–11 классах в лучшем случае знакомит молодых людей с фактом существования некой классики, знание которой каким-то таинственным образом должно повлиять на что-то абстрактное, название чему, вероятно, хорошо знают теоретики. Но это вовсе не становление характера и не формирование мировоззрения – это все сформируется и без Чацкого с Болконским, – достаточно в окружающем мире других, куда более ярких впечатлений. Обязательное освоение школьного курса литературы связано с прозой жизни – необходимостью писать выпускное сочинение и (или) вступительное сочинение. И все. Возвращаются ли наши выпускники когда-нибудь к этим книгам вновь – сомнительно, ведь вернуться можно, если полюбил, привязался, а не просто «прошел». Они так и говорят: «Мы проходим Достоевского, Толстого».
Попытаться вернуть утраченный смысл своей работе – вот что заставило меня попробовать переосмыслить то, что я делала на протяжении почти 20 лет в старшей школе.
«Дом и семья в художественном мире пьесы М. Булгакова», «Нравственная позиция униженных и оскорбленных в романе Достоевского», «Духовно-нравственные открытия героев Толстого» – эти темы, среди многих других, предлагались в этом году абитуриентам МГУ. Страстно желая сделаться студентами, молодые люди послушно размышляли над чужими проблемами, решая свою, насущную. Только вот беда: переступить пришлось через всю великую русскую классику, чтобы достичь поставленной цели. Переступить и забыть.
И ведь нельзя сказать, что наши дети живут легко, ни над чем высоким не задумываясь. Они регулярно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами, в том числе созвучными тем, что предлагаются классикой. Далеко не всегда они спешат советоваться с нами, гораздо чаще чадо варится в собственном соку, набивает шишки самостоятельно, или, как мы любим говорить, взрослеет. Причем взрослеет в вакууме, вне культурного контекста, так как и нас с нашим горячо любимым жизненным опытом, и книги, которые могли бы пригодиться, оно оставляет в стороне. Может, поэтому решения наших детей часто плоски и прямолинейны, как поступки героев сериалов? А мы смотрим на них недоумевая, размышляем о том, насколько они не похожи на нас, как далеки и необъяснимы. Вот он, конфликт поколений, его проявления могут быть различны, но суть едина: у нас разные взгляды на жизнь и полнейшее нежелание и невозможность понять друг друга, так как мы говорим на разных языках. Эту разноязыкость можно преодолеть, лишь сделавшись взаимно понятными, а это почти недостижимо. Мы, взрослые, убеждены в своей правоте, опять же жизненный опыт, герои книг прибавляют нам солидности в собственных глазах.
Стоп. Каких книг? Которые, едва пролистав, наши дети забывали навеки, искренне не понимая, кто и почему посчитал это классикой и столь прочно утвердил в программе, что десятки лет проходят, а все остается неизменным. Есть у выпускников тягостная обязанность – написать сочинение; едва справившись с ней, вчерашние школьники уходят, убегают, стремительно уносятся из мира литературы навсегда. В жизни столько всего интересного, яркого, звучного!
Можно ли вновь сделать книги объектом реального интереса современного школьника, ну хоть попробовать?

* * *

Попробую. Попробую отказаться от принципа преподавания литературы в хронологической последовательности, напротив, старательно смешав времена, акцентирую внимание на нравах. Пусть проблемы, которые мешают спать нашим детям, выйдут на первый план, высветятся. Что их волнует? Отношения друг с другом, с родителями, любовь, ожидание которой так тягостно, так мучительно, что нет сил ждать дальше; измена, предательство, самоубийство, возникновение и сохранение семьи, смысл жизни, предназначение, проблема верности слову, делу, взаимоотношения с государством. Можно предположить, что примерно такой круг интересов выявится в ходе первого блока уроков. Например, проблема взаимоотношений детей с родителями может рассматриваться весьма широко и многолико. И здесь в логику разговора возможно встроить не только «Отцов и детей», с которых принято начинать 10 класс, но и знакомые ранее «Горе от ума», «Евгения Онегина» и «Недоросль», а также «Капитанскую дочку» и «Барышню-крестьянку». Кроме того, здесь уместно начинать разговор и об «Обломове», и о «Грозе» с «Бесприданницей», и о «Войне и мире», и о «Вишневом саде». Открыт простор для работы и над произведениями литературы ХХ века, такими, как «Тихий Дон» М.Шолохова, «Завтра была война» Б.Васильева, «Прощание с Матёрой» В.Распутина, «Старший сын» А.Вампилова и пр. Можно пробовать рассмотреть проблему и на произведениях зарубежной литературы: Гамлет и король Лир оказываются в таком контексте рядом с Холденом Колфилдом. Список можно продолжать. Причем продолжать его в идеале могли бы сами ребята.
Если удастся построить разговор таким образом и, не торопясь, рассказать о каждом из произведений, расставить их на шкале времени, предоставить основные сведения об эпохе возникновения каждого из них, то можно надеяться на удачу. Из этого многообразия каждому удастся выбрать нечто близкое себе, своему видению проблемы. Обсуждение в этом случае обещает быть интересным, но непредсказуемым. Роль учителя здесь – держать рамку и собирать рассыпанные идеи.
Остальное – дело техники. Очевидно, что выбор учеников будет разным и по количеству прочитанного, и по уровню сложности текста. Темп работы, безусловно ограниченный извне, тем не менее может быть индивидуальным. Уровень глубины проникновения в материал отразится как в итоговых работах, так и на уроках, во время обсуждения. Широту охвата материала можно фиксировать на зачетах.
Возможно, такое построение курса литературы в старшей школе поможет преодолеть разноязыкость поколений и отведет утилитарность изучения литературы в старшей школе хотя бы на второй план


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru