Реформа – красивое слово, но...
Похоже, правительство вычеркивает
образование из повестки дня
Основной новостью образовательной
политики прошлой недели стало снятие с повестки
дня заседания правительства 4 октября вопроса об
образовательной реформе.
На наш вопрос о причине изменения в
планах правительства ответил начальник отдела
образования Департамента образования, науки и
культуры правительства Геннадий Васин:
– Повестка каждого заседания Правительства
России определяется лично премьер-министром. В
настоящее время документы по реформе
образования недостаточно доработаны, поэтому
они будут обсуждаться несколько позднее.
Руководитель пресс-службы Министерства
образования России Светлана Омельченко
по-другому прокомментировала перенос
обсуждения:
– Со своей стороны Министерство образования
сделало все для подготовки документа по
модернизации образования. По нашей информации,
вопрос был снят с повестки дня заседания
правительства, так как Михаил Касьянов счел
необходимым обсудить более важные и неотложные
вопросы, в частности бюджет России на 2002 год.
– Министерство образования считает, что
документы по реформе достигли необходимой
степени готовности для их утверждения на
заседании, а правительство и премьер-министр
думают иначе, – парировал Геннадий Васин доводы
Светланы Омельченко. – Во всяком случае мы
надеемся, что к 25 октября «Концепция
модернизации образования» будет готова. А пока
правительство будет рассматривать другие важные
вопросы.
Комментарии.
Еще накануне аналитики и эксперты рассматривали
это событие как ключевое – линия президентских
инициатив и ведомственных разработок могла
сойтись, и в результате появилось бы монолитное
решение, определившее направление реформы в
образовании на десятилетия.
Но вместо министра образования В.Филиппова на
правительственной сцене появился министр
Н.Аксененко, а внимание общества переключилось
на пути сообщения России и Японии через Сахалин.
...Есть такой анекдот: из пункта «А» в пункт «Б»
выехал поезд. А из пункта «Б» в пункт «А» выехал
другой поезд, по той же колее. И они не
встретились. Вопрос: «Почему?» Ответ: «Не судьба».
Все были уверены, что заседание правительства 4
октября станет местом встречи образовательной
политики и других реформ: административной,
разграничения полномочий, экономической…
Но несогласованность решений разных ведомств
оказалась очевидной, когда от деклараций
правительственных (ведомственных) решили
перейти к действенности президентских решений.
Весь пакет по реформе образования: национальная
доктрина, стратегия модернизации, особенно
образцово-показательные решения трескучего
совещания работников образования в Кремле в 2000
году, – на самом деле серьезного влияния на
развитие системы образования не имели.
Наиболее системные решения касались
внутриведомственной ситуации: переход на
12-летку, введение единого экзамена, так
называемый широкомасштабный эксперимент.
Последний оказался таинственным фокусом – никто
не знает, в чем цель, и не понимает: у нас проходит
эксперимент или нет?..
С 12-леткой ситуация простая: после того как Дума
отказалась давать отсрочку от призыва в армию
городским учителям, никто не верит, что генералы
позволят выпускникам поступать в вуз, если им уже
18 лет. Особенно на местах, в территориях, особенно
в селах, где местные военкоматы будут жестко
следовать указанию выполнить план по призыву.
Поэтому дело кончится тем, что родители либо
начнут бурно протестовать, либо тихо отдавать
детей в школу с 5 лет. Ужас!
А единый экзамен оказался под мощным огнем
ректорского корпуса. Последняя версия этой
атаки: безнравственно упрекать вузовских
работников во взяточничестве – их жизнь
заставляет.
Но все это бои местного значения – внутри
системы образования. А после заседания
Государственного совета возникла ситуация
совсем иного рода: вопросы образования вышли на
уровень государственной, а не узковедомственной
политики.
Вышли… и оказалось, что на этом уровне
образовательная и другие реформы не стыкуются.
Предложили передать зарплату на уровень региона
– а как это сделать?
Идет изменение разграничения полномочий между
бюджетами разных уровней, а образователи, не
дожидаясь результата, «прокукарекали», что
регион будет выдавать зарплату учителям.
На какой правовой основе?
Из каких источников?
Кем регион будет для образовательных учреждений
– учредителем? Что будет с местными налогами?
То же самое с отсрочкой городским учителям от
армии – «прокукарекали», а вопрос оказался не
согласован.
И возникает ощущение, что образовательные
реформы кроятся как бы сами по себе, а другие
реформы в государстве задумываются отдельно. И
похоже, что эти противоречия вскрылись перед
заседанием правительства 4 октября.
Нет худа без добра, может быть, хоть эти события
заставят и в правительстве, и в администрации
президента отнестись к образованию не как к
узковедомственной проблеме, а как к
общенациональному проекту.
Дай бог.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|