Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Как только учителя загораются: хотим создать школу, где дети стали бы учиться самостоятельно с помощью виртуальных компьютерных программ, сразу рядом оказывается сколько угодно скептиков. И даже у нас в редакции нет общего мнения. Насмешливо улыбаются: давайте, давайте – заглатывайте крючок! Думаете, все так просто? Американцы попробовали и обожглись: во-первых, дети безвылазно сидели в чате и не хотели пользоваться интернетом как источником научной информации. Во-вторых, компьютер никак эмоционально не реагировал на успехи и неуспехи ученика. В-третьих, в-четвертых, в-пятых... Аргументов против интернет-образования в Америке набралось достаточно, и все потихоньку затихло. Но почему-то с невероятной силой тут же вспыхнуло в Европе. Против неоспоримых минусов возникли такие же неоспоримые плюсы.
Да, конечно, реальный учитель может увлечь ребенка своим предметом благодаря жару собственного увлечения. Но ведь и тьютор, который вполне может одновременно быть разработчиком программы, способен составить ее так, что ребенок не сможет оторваться и будет углубляться все дальше и дальше. Разумеется, при условии, что компьютерная программа не будет простым вариантом электронного учебника.
Возражение второе: у реального учителя гораздо больше возможностей влиять на развитие характера ученика, но разве нельзя воспитывать ребенка при помощи умно построенных через компьютер обстоятельств его жизни? Ставить, например, перед ребенком внутри компьютерной программы сложные проблемы, которые по-другому не решить, кроме как предприняв реальные действия в реальной жизни. К тому же все прекрасно понимают, что на данном этапе развития компьютерные программы, как, впрочем, учебники и энциклопедии, не являются учителями в полном смысле слова. Это лишь усовершенствованные источники информации.
С еще одним плюсом – благодаря безличной объективности компьютера можно в необходимых случаях получать полную информацию о реальных знаниях ученика.
Да и вообще сторонники виртуальной школы считают, что разговор об образовании в интернете – это разговор о новых средствах и содержании образования, а не о конкуренции живого учителя и компьютера. Конечно, говорят они, компьютер не может воспитывать так, как это может делать живой человек, но с его помощью можно легко получить через обратную связь, например, сведения об уровне собственных знаний, а это уже здорово.
Пока большинство сотрудников “Первого сентября” все-таки склонны с интересом относиться к любым попыткам учителей создавать новые заманчивые образовательные миры. Именно поэтому мы решились открыть в газете новую полосу, наполненную в общем-то противоречивыми текстами. Нам важно выслушать людей, говорящих и “за” и “против” виртуальной школы. Включайтесь в наш разговор.

Елена ЛИТВЯК

Большая история против великой скуки

Для начала посмотрим, что нам пригодится
из некомпьютерного опыта

В каждой школе есть такой шкаф, наполненный классными журналами разной толщины. Утро начинается с того, что учителя разбирают их и расходятся по классам. В журнале, как известно, отмечаются пройденные темы, домашние задания и продвижение отдельных учеников. Мы решили, что нашей виртуальной школе тоже нужен свой журнал. Но не для того, чтобы ставить отметки ученикам, а по возможности подробно рассказывать о совместных и индивидуальных усилиях ребят и взрослых, включившихся в этот проект. Чтобы обсуждать новые идеи, заманчивые, спорные и сомнительные. Может быть – приводить конкретные примеры программ, теоретических и практических разработок, родившихся в нашей школе. Словом, мы хотели бы, чтобы наш журнал был не коллекцией оценок, а пространством для размышлений. Сегодня мы открываем его первую страницу.

Итак, мы начали. Наши читатели, конечно, помнят, что довольно неопределенная идея виртуальной школы получила летом свое развитие на II Международном фестивале “Школа для ребенка”. Сомнения, фантазии и страхи наших фестивальных разговоров сменились первыми реальными действиями. Школа для ребенка – это прежде всего та, что строится вместе с ним. Поэтому школьный отдел газеты, породивший идею, собирает раз в неделю под своей крышей нескольких ребят, которые захотели стать учениками такой школы. Александра, Игорь, Катерина, Григорий… У них, старшеклассников и студентов, еще очень свежи воспоминания о собственном школьном опыте, и они хотели бы попробовать по-другому. Попробовать создать школу для тех, кто очень хочет учиться, но кому жесткая система школы реальной никак не подходит. В общем-то отчаянные люди, потому что они вместе с тьюторами собираются строить ни много ни мало содержание образования виртуальной школы. В буквальном смысле строить полный курс физики, математики, истории и всех других предметов для средней школы при помощи Интернет-ресурсов, создавая интерактивные теоретические курсы и компьютерные программы. В идеале – с возможностью их использования для получения аттестата о среднем образовании. Каждый ученик школы, уже включившийся в эксперимент, становится больше, чем просто учеником, – разработчиком, методистом, дизайнером. В принципе ход не новый – во многих уже существующих хороших школах принято, чтобы ученики объясняли материал друг другу разными способами, чтобы он, осознанный, а не вызубренный, лучше укладывался в голове. Понятно, что сами они, даже при помощи тьюторов, которых пока немного, не смогут сделать все. Нужны специалисты, с которыми молодые люди установят отношения партнерства-ученичества, что-то вроде отношений мастера и подмастерья, вместе создающих шедевр.
Главное, что ребята в этом случае будут сами испытателями эффективности и “интересности” рождающихся курсов. А то ведь как часто бывает при сочинении новых программ и учебников: умудренным авторам, погрузившимся на недосягаемые глубины, кажется чрезвычайно интересным и полезным то, что они предлагают школе. А дети зевают на уроках и выдирают страницы. Может быть, от лени, конечно, а может, оттого, что им нужно другое. Мы в своей виртуальной школе надеемся этого избежать, совместив живое познание предмета способами, предложенными нашими учениками, с глубиной понимания, которая может быть спровоцирована взрослыми-тьюторами в процессе обсуждения (устного, при личной встрече или через обмен электронными письмами).
Сейчас, например, у нас происходит вот что. Гриша разрабатывает программу начального курса математики, Саша и Игорь – обзорного курса русской истории. В последнюю встречу каждый принес несколько идей и первые, правда, пока маленькие практические работы.
По русской истории решили сочинять так называемую Большую Историю. Это известный методический прием монтессори-педагогики, когда объединяются самые важные, концептуальные понятия в один рассказ, прослеживаются зависимости и переходы к другим областям знаний. Большие Истории позволяют ученикам видеть процессы, происходящие в мире, в комплексе, а не отрывочными фрагментами. Сама Мария Монтессори когда-то давно составила несколько таких историй, среди них – Большая История о происхождении мира, где были объединены понятия из области биологии, физики, химии и собственно истории. Но как превратить такую Большую Историю в материал для активного изучения? Скучно читать длинный текст с экрана компьютера, хочется как-то взаимодействовать с ним. Тьютор предложил возможный ход: построить начальный курс истории по образцу известного дидактического монтессори-материала под названием “коврик времени”. На длинном полотнище располагаются несколько картонных или пластиковых полей, каждое из которых символизирует определенную эпоху. На поле лежат цветные изображения, позволяющие составить образ эпохи (великие люди, архитектура, одежда, транспорт и проч.) К каждой картинке – карточка с названием и небольшой справочный текст. Контроль осуществляется самим учеником при помощи специальных контрольных меток или учителем в беседе с учеником. Принцип “коврика времени” показался нам живым и привлекательным на начальном этапе знакомства с историей (допустим, 4–5 классы общеобразовательной школы). И тогда Саша стала делать следующее: вооружившись энциклопедиями и учебниками, выделила десять наиболее значимых слов для каждой эпохи, искала через поисковые системы подходящие сайты, определяла уровень сложности обнаруженных материалов, моделировала к ним задания и вопросы. Несколько часов работы всего над одним словом “идол”.

Первые правила виртуальной школы,

открытой для всех ребят, которым расхотелось ходить в школу обычную, но есть желание получить среднее образование.

Мы только начинаем, поэтому никакой серьезной научной концепции виртуальной школы у нас пока нет. Но есть некоторые идеи и принципы, которым мы решили следовать с первого дня.

  • Виртуальная школа будет общим детищем ребят, которые в ней учатся с первого дня, и взрослых, которые пытаются им помогать.

  • Мы решили стать и учителями друг другу, и учениками одновременно, потому что обязательно находится проблема, которую один из нас может решить, а другие пока нет.

  • Пришел в виртуальную школу сам – приведи друга.

  • Заставлять учиться в виртуальной школе никто никого не будет. Если надоело, можно уйти по-английски, не откланиваясь. Но то, за что отвечал, передать другому.

  • Виртуальность нашей школы не означает, что мы никогда не встречаемся друг с другом в живом кругу.

  • Сайт виртуальной школы «ПС» в Интернете – наша общая забота. Мы не только его читаем, но и сами создаем содержательную часть, участвуем во всех форумах, чатах и опросах.

Предположительно учебная компьютерная программа и будет устроена таким образом: на чистом поле – обозначение исторического этапа и список слов-ссылок.. “Кликаешь” слово – и попадаешь в поле активных действий разного уровня сложности. Можешь просто искать всевозможную информацию об этом понятии на предложенных сайтах и потом написать тьютору письмо, подробно изложив своими словами содержание прочитанного. Путь гораздо интереснее – проделать ряд заданий с использованием компьютерной графики, чтением zip-книг и обычных, в картонных обложках, возможным посещением музеев в родном городе не вообще, а именно по поводу изучаемой темы. Еще более сложный и интересный уровень – попробовать самому создать маленький ресурс по теме с указанием адресов. Итогом всей работы может стать письмо-эссе тьютору, который в зависимости от качества изложения и количества изученных материалов определяет, переходит ли ученик к следующей эпохе или упущено что-то главное и надо рыться в запасах Интернета еще.
“Да, – задумчиво сказала Саня в тот вечер, – похоже, историю действительно интересно изучать, если вот так…”

Продолжение следует


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru