Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Владимир Спиридонов,
декан факультета психологии им. Выготского РГГУ,
кандидат психологических наук

Всегда найдутся ключи от черного хода

Милиционер в школе – это верный знак того, что мы боимся детей, которых сами родили и вырастили. Признаем невозможность наладить с ними диалог, достичь взаимопонимания. И прибегаем к средству, которое не требует ни душевных усилий, ни интеллектуального поиска, – к силе. Как бы то ни было, какую бы профилактику милиционеры ни проводили, в первую очередь они сила. И в школы привлекается не просто другая сила, но сила в чистом виде.
К тому же сложно рассчитывать на длительный эффект от введения в школах должности инспектора по делам несовершеннолетних. Конечно, сперва обстановка в школе улучшится: будут меньше курить, пить, колоться. Это хорошо, и даже очень. А дальше что? Бдить – это не программа. Любая бдительность рано или поздно сходит на нет. Найдутся ключи от черного хода, новые поставщики наркотиков, общий язык с инспектором. И школьная жизнь потечет, как текла и раньше, но с учетом новообразовавшейся преграды. Только и всего.
Бесцельная деятельность неизбежно вырождается. Профилактика – нужное дело, но она не заменит главного – цели. Чтобы был забор – это не цель. Как должна быть устроена школа, чтобы в ней не было преступности и наркомании? Понять это, проработать, уяснить механизмы воплощения на практике – вот настоящая цель. Тогда и введение милиции в школу как кризисная мера временного характера будет оправдано.
В противном случае наши дети будут жить под постоянным присмотром правоохранительных органов. Не могу сказать, что это заведомо каким-то негативным образом скажется на их психическом здоровье. Вряд ли. А если милиционер поможет Васе Петину вернуть деньги, отнятые Петей Васиным, и при этом последний вообще прекратит исследовать чужие карманы – это ж замечательно!
На первый взгляд. Да, ребенок вырастет, зная, что живет в правовом государстве. А нужно, чтобы он вырос, не задумываясь о том, кто и как накажет его обидчиков. По причине отсутствия оных.
Задача-максимум и задача-минимум. А наращивать мускулы можно до бесконечности, которая на самом деле кончается там, где обнаруживается, что ноги у колосса – глиняные...

Альтернатива введению должности инспектора по делам несовершеннолетних одна – нормальное выполнение законов. Такое, чтобы вмешательства милиции в школьные дела не требовалось. Нормальная зарплата родителям тех, кто учится в окраинных школах, где и станут работать инспектора. Но ведь никто не будет платить хорошие деньги тем, у кого низкая квалификация, обеспеченная опять же нашей системой образования. Получается круг, выход из которого один – кардинальная реформа образования. Результаты которой будут очевидны, в положительном аспекте, лет через тридцать...
Невозможно вырастить правовое государство в одной отдельно взятой школе. Ведь если милиционер будет писать протоколы на школьных воришек – он должен писать протоколы и на учителей, берущих взятки. Он будет это делать? Нет. А дети все видят, не надо думать, что такие вещи проходят мимо них.
Еще стоит помнить, что от осинки апельсинки не родятся. И милиционер неизбежно привнесет в школу свои методы работы. Он же обучен действовать согласно внутриведомственным циркулярам об оперативной разработке и так далее. Поставит дверку стальную, решеточки на окна, станет вербовками заниматься. Он по-другому работать не умеет органически. И это не его вина, просто в милицию идут люди определенного склада ума. Что, впрочем, все понимают...
Зато у детей выработается набор навыков при взаимодействии с милицией. Что, по нынешним временам, можно и в несомненный плюс записать. Как и тот факт, что в школе наконец-то появятся мужчины.
Просто-таки Фрейд какой-то...

Если резюмировать сказанное, выводы будут следующими. Мы хотим переложить работу на чужие плечи. Обеспечение безопасности в школе – вещь нужная. Но это прерогатива охраны, а не милиции. Избавиться от наркотиков, воровства и прочих прелестей давно уже пора. Но на «сейчас» или в перспективе?
Либо милицейскими силами, сейчас и ненадолго, либо силами педагогов, без особых гарантий, но с длительным эффектом.
Потому что милиция, как ни крути, бездейственна и бессильна там, где требуется действие, – в отношениях, в каких-то тонких мировоззренческих материях. Здесь и психологи по большому счету бессильны, и всякие прочие специалисты-душеведы. Если брать по-отдельности. Только движением, намерением общества такие проблемы сдвигаются с мертвой точки.
А значит, действовать надо как-то по-другому. Там и милиции найдется место, несомненно. Но нельзя передавать ей функции, возложенные на нас как на людей в этом мире. Иначе можно брать бланк протокола и писать:
– Пропало!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru