Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Мария ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
Институт социологии РАН

Муж и жена на рынке социальных ролей

Женщины все чаще перестают понимать,
зачем им нужна семья

Перестройка, а затем и переход к рыночным отношениям, падение коммунистической идеологии резко изменили всю систему социальных отношений, роль в них государства и в известной мере отношения между людьми.
Люди неожиданно оказались в совершенно новых условиях жизни, перед необходимостью включаться в борьбу за существование в неизвестных ранее формах и вырабатывать отношение к новым моральным ценностям.
Изменились условия жизни многих семей. В прошлом почти каждая трудоспособная женщина была вынуждена работать. Заработки мужчин были недостаточны для того, чтобы семья могла обходиться без заработка жены. В результате женщина с детьми должна была работать вне дома за зарплату, вести домашнее хозяйство, стоять в очередях за продуктами и другими необходимыми вещами, воспитывать детей (если у нее оставалось время и силы), а также находить время на мужа.
Но, несмотря на все трудности, массовое вовлечение женщин в работу вне дома создало новый тип женщины, уверенной в себе, ориентированной не только на семью, но и на мир вне семьи, хорошей профессионалки, часто более образованной, чем ее муж. В определенной степени это отразилось на увеличении числа разводов, причем около 60 процентов заявлений о разводе подавалось женщинами. Женщины становились независимыми от мужей, чувствовали себя способными, если необходимо, прожить без их материальной поддержки, не желали соглашаться на компромиссы, если почему-либо семейная жизнь их не устраивала.
Для мужчин было труднее понять необходимость новых семейных ролей. Например, молодой муж, от всего сердца любивший свою жену, не понимал, почему она не может содержать дом в том же порядке, как в свое время это делала его мать.
Ослабление пресса государственной идеологии сделало более очевидным изменение моральных и семейных ценностей. Естественно, что молодежь, не успевшая сформировать собственные представления о жизни, оказалась более подвержена влиянию противоположных ценностных представлений. Это проявляется в особой нестабильности молодых семей.
Однако деструктивным тенденциям противостоят традиционная приверженность российского населения семейной жизни (в различных опросах около 80 процентов женщин и 70 процентов мужчин считали благополучную семейную жизнь главным условием своего счастья), необходимость совместной борьбы за выживание и желание иметь близкого человека, которому можно доверять (самый частый ответ на вопрос “для чего нужна семейная жизнь?”).
И в целом процессы, происходящие в семье, сохраняют прежнюю тенденцию: растет число разводов, но большинство семей остаются стабильными. По нашим исследованиям в Орловской области, семейные отношения сильно не изменились по сравнению с данными опросов, проведенных в конце восьмидесятых годов.
Наиболее уязвимым аспектом семейных отношений по-прежнему остается распределение семейных обязанностей: каждый четвертый из наших собеседников отметил частые конфликты по этому поводу.
Семья как институт продолжает существовать, несмотря на все социальные катаклизмы. И в то же время современные условия дают возможность найти свою нишу людям, которые не могут приспособиться к семейной жизни по ряду причин. Это особенно относится к тем женщинам, которые не способны или не хотят ограничить свою жизнь семейным кругом. Для них сегодня есть новые возможности самореализации в коммерции или в других новых для нашего населения областях. Признаком этого служит растущее число женщин, занимающих заметные позиции в обществе. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru