Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Жанна ШОПИНА,
старший преподаватель
Института психологии
Российского государственного
гуманитарного университета

А может, дело не в отметках, а в нас самих?

Ведь если мы перестанем измерять учеников двойками и пятерками, эти цифры в дневниках сразу утратят свою трагическую власть...

В чем цель выставления отметок в школе? Отметка нужна для того, чтобы ребенок смог осознать недочеты, допущенные в учебной деятельности, и затем исправить их.
Но, приходя в школу, ребенок еще не в состоянии отрефлексировать свои действия. Рефлексия появляется как результат кризиса семи лет, а до той поры ученик не может адекватно отнестись к отметке и воспринимает ее как личностную оценку себя самого. «Я, Саша Иванов, получаю тройку не за работу на уроке, а потому, что я плохой и достоин только такой оценки».
Причем в настоящее время наблюдается тенденция инфантилизации детей. То есть кризис семи лет сдвигается к восьми годам и далее.
Более того, если учитель целенаправленно не работает на привитие ребенку адекватного отношения к предмету, к оценке, к себе самому, оно может не сформироваться вплоть до 10 класса. И мы знаем немало взрослых людей, которых задевает любая критика их профессиональной деятельности.
До тех пор пока у ребенка нет адекватного отношения к учебной деятельности, понимания в чем ее смысл, отметки выставлять нельзя.
Вообще для ребенка, пришедшего в первый класс, занятия – это не обучение, а скорее игра в школу. Для первоклассника важна форма: красивый новый ранец, учебные принадлежности и даже оценки, раз он знает, что у старших они есть. Я знаю одну учительницу, которая вырезала много симпатичных цифр из картона: выбирайте, какие хотите. И дошкольники выбирали себе двоечки в виде лебедя, а ребята постарше брали себе хоть и маленькие и не самые красивые, но пятерки. А потом, когда игра в оценки уже надоела, учительница условилась с детьми: теперь мы работаем не на оценку, а на то, чтобы дело было сделано.
Галина Цукерман в книге «Зачем детям учиться вместе» пишет о том, что деятельность проходит две стадии: коллективную и потом индивидуальную. И коль для первоклассников учебная деятельность внове, хорошо бы, чтобы сначала она шла на коллективном уровне. То есть любая оценка, будь то пятерка или даже двойка, сначала выставлялась бы команде. Когда вместе – и двойку получить не так страшно. А чем меньше негативных эмоций, тем легче понять, за что ты ее получил.
В любом случае, начиная выставлять отметки, следует обязательно объяснять, что четверку я ставлю за то-то, а пятерку – за то-то. А двойку ты получил потому, что твоя работа сделана с такими-то ошибками и недочетами, которые ты сможешь в будущем исправить, и этого больше не будет.
Иногда предлагают вместо отметки рисовать солнышки, тучки, улыбающиеся рожицы. На мой взгляд, в этом случае ничего принципиально не меняется. Потому что солнышко – это хорошо, а тучка – плохо. Это те же отметки.
Заменить отметку вербальным оцениванием – молодец, ты хорошо потрудился – тоже не выход. Тогда стирается смысл оценки. Вы поощряете ученика личностно, но это не имеет отношения к развитию рефлексии.
Конечно, хорошо бы от оценивания перейти к ситуации самооценки.
Например, в нашей программе «Золотой ключик» дети сами выставляют себе отметку, они смотрят: насколько я справился с учебной работой по отношению к моему прежнему результату. Важно ведь не привести детей к какой-то норме, стандарту, а создать условия, чтобы каждый мог достичь максимум того, на что он способен.
Но у нас другая программа. Мы работаем на спонтанном обучении, а не на реактивном, как традиционная школа. В обычной школе учитель выступает как образец, а ученик воспроизводит действия педагога. А спонтанное обучение – это когда я работаю не по своей программе, а иду от смыслов и интересов ребенка, встраивая свой учебный материал в детскую деятельность.
Чтобы это стало возможным, надо изменить позицию учителя по отношению к ученику. Надо снять с учителя маску дидакта – человека, который постоянно находится «над ребенком». Мне, как участнику экспериментальной программы, приходится выезжать на семинары в другие регионы России, и первое, что у меня спрашивают после того, как я показываю урок: почему вы позволяете себе приседать перед детьми возле парты и разговаривать? У вас ученики могут, не поднимая руки, подняться из-за парты, подойти и спросить то, что им нужно. Этого не должно быть!
Учителей у нас учат методикам. Но зачем нужны методики, если я не понимаю, кто передо мной: аутичный ребенок или ребенок, у которого проблемы с вниманием.
Надо менять подготовку учителей: учить не методикам, а знаниям психологических особенностей детского возраста. А прежде всего надо менять концепцию школы.
Как вы отмените отметку, если учителю надо отчитываться перед завучем, роно?
Для чего нужна в школе техника чтения? Она нужна только учителю – это форма его отчетности.
Многие учителя в отметках видят результат своей работы. «Это часть моей жизни как педагога. А если оценок нет, тогда что я делаю как учитель? Я должна поменять всю структуру урока, понять, чего я хочу от ребенка, и научиться на выходе в качестве результата видеть что-то другое».
Для того чтобы что-то убрать, надо что-то дать взамен. Снимаем оценку – что взамен? Должна быть какая-то форма отчетности. Какая?
Мне кажется, здесь сложно придумать что-то взамен. Другое дело, что в реальной ситуации все зависит от личности учителя. Будет он относиться к ребенку, к классу как к живому организму – тогда ему не так важно, какие существуют нормы и правила. Я могу кому-то ставить оценку, а кому-то не ставить. Или пропускать: в следующий раз поставлю, но сегодня нет. Потому что я понимаю: этот ребенок воспринимает оценку таким образом, а другой совсем иначе.
Например, в нашей школе дети создают свои системы жизнедеятельности: придумывают население, животный мир, природные ландшафты. Но они придумывают все это, соотнося с Землей и ее законами. Если, скажем, ребенок придумал субтропики, а населил их карликовыми растениями, то, прости: почему? Обоснуй это.
Я помню, как один мальчик придумал новое слово: псевдоплагиат. Что это? Оказывается, он самостоятельно создал таблицу умножения, хотя видел, что ее напечатали на его тетрадочке.
В итоге творческая работа направлена на то, чтобы ребенок понимал учебный материал. Получается, что я учу его не географии, а географией, не математике, а математикой. Через математику он сможет многое понять.
И мне, как учителю, не важно, троечник он или отличник, гораздо важнее, как он мыслит, развивается.
Вот если донести это до понимания ученика, его будет меньше волновать, тройку он получил или четверку. Главное – он учится!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru