Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Оценка: быть или не быть

Комментарий к одному из разделов Рекомендаций Министерства образования по организации опытно-экспериментальной работы в младших классах

Маленькая девочка шести лет от роду, умеющая читать и писать, прекрасно поющая и вдохновенно мастерящая все подряд, идет в первый класс. До этого она полгода готовилась к школе со своей будущей учительницей. Спрашиваю: «Какая она, твоя учительница?» – «Добрая, но только с теми, кто получает пятерки...» – «А с тобой?» – «Я не умею писать чисто и красиво...»
О чем думают дети, впервые поняв, что взрослый человек недобр с ними, потому что они... именно такие, какие есть? Становятся ли они при этом спокойнее и добрее? Хотят ли учиться лучше и перейти в категорию хороших учеников?
В Рекомендациях по организации опытно-экспериментальной работы отмечается, что общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Следствиями ее травматического воздействия являются:

– искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
– повышение тревожности и невротизация детей;
– искажение учебной мотивации;
– невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он круглый отличник или неуспевающий.

Читая рекомендации, становится понятно, что их писали люди, понимающие детей, искренне желающие изменить эту патовую ситуацию. Там говорится, что «для маленьких школьников пятерка не означает “Я хорошо пишу”, а значит “Я хороший. Меня любят”. Двойка означает “Меня не любят, я плохой”. Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь “зарабатывать” хорошие отметки. Для слабых учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы».
В человеческих отношениях и деятельности в школе участвуют не только дети, но и взрослые. И каждый учитель знает, что на самом-то деле отметки выставляются не детям, а их учителям. Только большинство это пытаются скрыть от самих себя; некоторые с помощью отметок пытаются купить детское расположение (так называемые добренькие учителя); и лишь немногие понимают и используют эту ситуацию для собственного роста и развития.
А если дети начнут оценивать сами себя, то как же тогда учитель, не способный к самоанализу, будет обходиться без кнута и пряника? Боюсь, что он без этого просто не сможет работать. Похоже, со мной согласны и авторы рекомендаций, которые вводят правила оценочной безопасности.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом сообществе, в частности в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:
1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо “Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать: “Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки”.
3. “На ложку дегтя – бочка меда”. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания “Постарайся быть внимательным и не пропускать букв” – эффективнее установка: “В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти”.
5. “За двумя зайцами...” Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула “Опять ты не...” – верный способ выращивания неудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
И вот мы подходим к самой интересной, на взгляд автора данной статьи, главе рекомендаций. Обратите внимание на то, что этот эксперимент предлагается проводить только там... где он уже идет. Безусловно, в тех школах, где учителя уже простроили с детьми великолепные взаимоотношения, где они сегодня ненавидят отметки и ставят их только тогда, когда этого требуют комиссии сверху, такой эксперимент пойдет на ура.

Риски и ограничения экспериментирования
Любое оценочное суждение и действие адресовано самой интимной, глубинной сфере детского “я”. Поэтому всякое оценочное действие рискованно. Приступить к решению задачи о развитии конкретной самооценки можно только в такой школе, где существуют отношения доверия и взаимопринятия.
1. В одиночку за реформирование системы оценивания лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, объединяющемуся на несколько лет для того, чтобы из существующих “полуфабрикатов” выбрать, примерить и подогнать к уникальной фигуре данной школы новую форму оценивания.
2. Главное условие успешности эксперимента, нацеленного на то, чтобы построить всю педагогическую технологию и полное методическое оснащение новой системы оценки, – начинать эксперимент можно только в тех школах, где уже начался поворот к безотметочному обучению, где учителя уже чувствуют внутреннюю потребность отказаться от отметок.
3. Оценка высших достижений ребенка (“самый быстрый”, “самый аккуратный”, “самый грамотный” и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая вредна для некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей. Поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться индивидуально.
4. Иногда отметки заменяют показателями психологической диагностики. Диагностика, а главное, использование ее результатов зачастую происходит с грубейшими нарушениями этических правил психолого-педагогического тестирования. Это имеет чудовищные последствия для самооценки школьников. Знание и соблюдение норм тестирования и использования получаемой информации должно быть законодательно оформлено.
5. Нередко педагоги ставят своей задачей сформировать у детей адекватную самооценку своих учебных достижений, не уточняя, чему именно должна быть адекватна детская самооценка: наличному или потенциально возможному уровню достижений ученика. Обычно имеется в виду адекватность наличному уровню, но при этом никто не говорит о том, что такое самооценка слабых учеников. Они в самом деле должны знать, насколько они слабы и до какой степени отстают от своих одноклассников? Едва ли.
6. Проведение переводных и итоговых экзаменов в начальных классах недопустимо.

Тогда в чем же состоит собственно эксперимент по введению альтернативного оценивания? Все очень просто: он даст возможность учителям, видящим в каждом ребенке личность, а не набор ЗУНов, работать спокойно, не боясь очередного среза (зареза) знаний.
Другой вопрос: почему это целесообразно вводить только в начальной школе? Об этом думали и авторы рекомендаций. Они предлагают провести стыковку между существующими системами оценивания в младшей и средней школе, продумать способы развития самооценки у детей подросткового возраста.
Особенности экспериментирования в этой области
Задача построения оценочной самостоятельности во всей полноте решается в основной школе. Но если в начальной школе не заложить основы оценочной самостоятельности, то в средней школе не стоит и пытаться это делать. Стыковка начальной и основной школы должна начаться перед тем, как начнется эксперимент в 1 классе. Она должна строиться в два этапа:
1. Стыковка целей и ценностей в оценочной политике школы должна быть произведена до начала работы, иначе дети на переходе из начальной в основную школу пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.
2. Постепенное, рассчитанное на несколько лет выстраивание этапов формирования оценочной самостоятельности детей и подростков
.
А вот оценочной самостоятельностью в основной школе занимаются очень мало. Точнее, занимаются там, где уже сложились доверительные, хорошие взаимоотношения между взрослыми и детьми, где учителя уже не могут выставлять стандартные отметки. Только там задача стоит гораздо острее: на выходе из общеобразовательной школы дети должны получить аттестат стандартного образца. И здесь подвести теоретическую и законодательную базу под использование самооценки гораздо труднее, хотя уже давно ни для кого не секрет, что все «знания», которые мы так усердно проверяем у детей на выходе из школы, бесследно испаряются с катастрофической скоростью, если не связаны напрямую с дальнейшей профессиональной деятельностью.
Так как же все-таки быть моей знакомой девочке, которой уже в шесть лет пришлось столкнуться с таким унижением? Как быть тем сотням, тысячам малышей, которым приходится получать с первого класса отметки?
То, что сегодня на государственном (?) уровне заговорили об их отмене, о развитии самоконтроля и самооценки, – не просто хорошо, а великолепно. Остается только сделать следующий шаг, необходимый и честный: заговорить о способах выведения учителя в позицию человека, критически оценивающего свои действия, а не критикующего учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru