Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Михаил ЭПШТЕЙН
Санкт-Петербург

Метод проектов:
история с продолжением

Идея, возникшая в начале прошлого века и почти забытая к середине столетия, вновь становится актуальной для нынешней школы

Изучение конкретных проектов, реализованных в первой трети ХХ века в Америке, где применение этого метода было достаточно распространено, позволяет лучше понять наши сегодняшние возможности и направления поисков.
Можно выделить два типа проектов, осуществленных в те годы.
Первый – работа сельских школ, где удавалось действительно построить систему проектов, полностью завязанных на реальной жизни. Подробно такой опыт описан, например, в книге Е.Коллингса «Опыт работы американской школы по методу проектов» (М., Новая Москва, 1926). Там же приведены итоги сравнительного анализа результатов экспериментальных и контрольных школ. В исследовании констатируется, что учебная программа «может быть полностью выбрана из целей, поставленных себе детьми в реальной жизни». Приводятся данные, что практически по всем параметрам (успехи учеников, их отношение к школе и образованию, поведение вне школы, отношение родителей к школе, улучшение общинной жизни вокруг школы…) опытная школа опережает контрольные.
Второй тип проектов – проводимые в основном в городских школах. Здесь основная масса проектов базируется больше на самом учебном предмете (нескольких учебных предметах) и отталкивается от них и от интересов учеников. Это не всегда проекты-дела, чаще они носят учебный характер или являются проектами «мнимых дел». Это игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические путешествия. Такие проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание ребят. При этом отметим, что важно было, чтобы создался интерес и увлечение у детей, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность школьников, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.

Приведу в качестве примера проект, связанный прежде всего с обучением, но целиком рассчитанный на изучение реальной жизни, отношений между людьми. Такой проект был осуществлен в течение года недельными периодами в одной из школ Лос-Анджелеса в 1926 году. Назван он был так: «Изучение текущих событий методом проектов». В ходе выполнения проекта изучались текущие события (через газеты, журналы…), проводились парламентские собрания в клубе, подчеркивалась историческая важность обсуждаемых тем; возникла идея издания «Энциклопедии текущих событий».
Проведенные опросы среди американских учителей показывают, как некоторые методические затруднения при проведении метода проектов (неодинаковое время, употребляемое педагогами на изучение различных программных вопросов, неизбежная неопределенность самих заданий, невозможность уложить в проект все требуемые программами знания), так и определенные преимущества этой системы занятий (энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, кооперация в работе, научная пытливость, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность группы. Почти все учителя отмечают, что эта система взрывает обычную школьную рутину, и утверждают, что готовы метод проектов применять и дальше.

В России педагогические идеи, связываемые прежде всего с именем Дж.Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.)
Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было прежде всего в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят.
В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

Сегодня под методом проектов можно понимать и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Значимость идей, осуществить которые был призван метод проектов, вновь становится очевидной. Исследование исторического опыта работы по методу проектов позволяет создать основу для организации подобной практики в условиях нынешней жизни. Будет много проблем (сегодня другая жизнь, другие люди), но предыдущий опыт и желание его трансформировать в сегодняшней обстановке должны помочь в этой работе.

Правила для учителя, решившего работать
с помощью метода проектов

(разработаны Ассоциацией Дальтон-план-школ, Нидерланды)

1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены школьного коллектива разделяют ответственность за его работу.

2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность.

3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Он так устраивает свой класс, чтобы в нем можно было свободно и самостоятельно работать.

5. Учитель вырабатывает новую позицию. Он переходит от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника.

6. Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не “Ты сделал это неправильно!”, но “Почему ты это сделал так?”).

7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Что нужно для работы над проектом?

1. В школе должны быть обширная библиотека и центр документации, в любую минуту доступные ученикам и учителям.

2. Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.

3. Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

4. Ребята могут пользоваться коридорами. Там тоже есть рабочие уголки.

5. В каждом классе имеются часы.

6. В классах и других рабочих комнатах есть достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки.

7. Учебные пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их применимостью для самостоятельных занятий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru