Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга СЕРЕГИНА,
учитель биологии НПО “Школа самоопределения”

Знания, эмоции, опыт – все на одной дороге!

И дорога эта – образовательное путешествие

Современный школьник значительно отличается от того, для которого строилась педагогика со времен Я.А.Коменского. Поэтому в нынешней школе неактуально и даже бессмысленно делать основной акцент на заучивание определенного набора сведений.
В чем же тогда состоит основная цель работы школы – места, которое ежедневно объединяет сотни тысяч детей и подростков от 6–7 до 17 лет; места, в котором каждый ребенок проводит 9–11 лет своей жизни? Логично предположить, что в школе как социальном институте должна происходить первичная социализация детей и подростков, которая поможет им полноценно и безопасно существовать в современном обществе. А раз меняется само общество, то и работа школы не может оставаться застывшей: принципы дидактики должны соответствовать тенденциям развития общества, работать на них. Поэтому организация процесса обучения в современной школе требует изменений не столько количественных, сколько качественных.
Школа должна создать систему благоприятных условий для того, чтобы школьник мог искать, узнавать, формировать образ собственного я, то есть образовываться.
На мой взгляд, одна из самых увлекательных и эффективных форм образовательного процесса – образовательное путешествие. Причин тому несколько. Во-первых, любое образовательное путешествие комплексно и многопланово, объединяет самый разнообразный материал и формы работы. Во-вторых, всегда несет огромный эмоциональный заряд, дает детям стимул для организации их деятельности. В-третьих, дает детям опыт, который может стать основой их дальнейшего обучения или стимулировать развитие новых интересов, не говоря уже о расширении кругозора ребят. И это не просто восторженные слова.
Хочу рассказать о том, как прошло первое длительное образовательное путешествие для ребят-третьеклассников НПО “Школа самоопределения” г. Москвы.

Перед тем как отправиться в путь
Еще после окончания второго класса, вернувшись из однодневного похода, ребята сразу поинтересовались: куда же мы отправимся в следующем году? Многим хотелось испытать свои силы вдали от родителей. Я предложила детям и родителям шестидневный выезд в город Углич. Место было мне знакомо: материала для самой различной работы там хватает.
Идея была одобрена, и началась подготовка. Еще в Москве мы работали с географическими картами: ведь большинство ребят даже не слышали никогда о городе с таким непонятным названием. По карте определялось географическое положение Углича, его удаленность от Москвы, расположение водоемов, то есть ребята знакомились с тем, что можно узнать по карте, определяли возможные маршруты следования. К моему удивлению, дети обнаружили несколько возможных путей от Москвы до Углича, проходящих через разные города, и рассчитали протяженность каждого маршрута, споря о том, какой удобнее и интереснее.
Кроме географического положения, мы начали предварительное знакомство и с историей этого города. Появилась необходимость обратиться к справочной литературе. Были привлечены и родители, которые потом с увлечением рассказывали о том, что нового узнали. Вместе с детьми мы разрабатывали организационные вопросы: что необходимо взять с собой, договаривались о правилах поведения. Причем взрослые не диктовали условия, а обсуждали все, что было сформулировано детьми в ходе групповой работы.
Забегая вперед, скажу, что, приехав на место, ребята разделились на четыре группы. У каждого человека в группе была своя роль: “лидер”, “часовщик”, “художник”, “летописец”, “домовенок”. Придумывание их – тоже итог подготовительной работы, проведенной вместе с детьми перед путешествием. Ежедневно происходила смена ролей, таким образом каждый мог попробовать свои силы и оценить свои возможности.
Чтобы никто не потерялся, мы сразу сделали план местности, прилегающей к нашему дому, с указанием улиц и важных объектов, на них расположенных: магазинов, аптеки, почты, водопроводной колонки. Позднее ребята делали планы центральной части города, Кремля.
Это было похоже на игру, но давало мощный стимул для развития пространственного воображения, делало ребят активными участниками путешествия, а не просто “стадом”, которое водят взрослые “пастухи”. Дети, безусловно, чувствовали себя увереннее, если понимали, где они находятся, а в восемь-девять лет подобная уверенность вдали от родных мест просто необходима.
День строился таким образом, что первая половина была посвящена экскурсиям и выходам в город с различными заданиями, а вторая половина – обработке собранного материала, его оформлению и конечно же играм.
По-моему, очень важно объяснить, почему нам казалось важным ежедневно работать с новой информацией: писать тексты, делать иллюстрации. Причин здесь две. Во-первых, в нашем классе с самого начала обучения ведется летопись всех наших дел: выездов, праздников... Это альбом с фотографиями и текстами, написанными ребятами обо всех важных событиях. Создание текстов, описывающих собственный опыт детей, и анализ текстов других на эту же тему очень важны для развития речи, чувства слова. И поездка в Углич в этом смысле не является исключением. Во-вторых, для ассимиляции любой новой информации в свою систему знаний необходима активная работа с ней: рассказывание, составление текста, постановка вопросов и ответы на них, зарисовки, сравнение с тем, что уже было известно раньше. Поэтому во время образовательных путешествий, как и после любой экскурсии, необходимо организовывать для детей последействие, а во время учебного года – строить занятия, опираясь на уже полученные детьми сведения. Это будет первым шагом к тому, что называют образованием, так как здесь мы показываем ребятам на практике, что учиться можно (и нужно!) не только в школе, сидя за партой. Это помогает не разделять в сознании ребенка его существование на школу и жизнь. Школа становится частью детской жизни, местом, где ребенок учится органично входить в социум, культуру. И в этом смысле образовательные путешествия – один из шагов на пути образования.
Любое путешествие начинается с организационных вопросов: откуда отъезжаем? Во сколько? Как будем размещаться в поезде? Как добраться от вокзала до места пребывания? Как разместиться там? Все это было для ребят впервые, а для некоторых и поездка на поезде стала первой. Помогать мне в поездке согласились четверо родителей, которые в некоторых вопросах волновались больше, чем дети, ведь для них эта поездка в каком-то смысле тоже была первой. Эти организационные моменты, хотя и незначительны с точки зрения обучения, дают ребенку очень ценный опыт безопасного поведения в самых различных местах, учат регламентировать свое поведение так, чтобы не мешать окружающим людям (“моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека”), осознавать необходимость правил поведения в нашей жизни.

Азартная работа и интеллектуальная игра
По прибытии на место дети сами разработали, обсудили и приняли правила поведения в поездке. Одним из пунктов этого свода законов было: “Не мешай другим спать, даже если ты сам спать не хочешь”. Интересно, что ребята предложили практически все, что обычно диктуют им взрослые, но здесь ценен момент рождения этических норм, ощущение причастности к регулированию своей жизни, ответственность за нее. Согласитесь, что это совсем не то же самое, что машинально подчиняться приказам других. Можно перечислить еще множество моментов, не очень важных с точки зрения математики или словесности, но которые формируют поведение, помогают его становлению, например, отношение к еде, гигиене, порядку в комнате.
Поэтому в образовательном путешествии внимание педагогов должно быть обращено не только на информационную насыщенность поездки, но и на организационные вопросы, в решении которых обязательно принимают участие дети (причем в их решении должна постепенно снижаться роль взрослых и возрастать самостоятельность детей).
Также обучению организации своей деятельности способствует групповая работа. Выполняя общие для группы задания, ребенок учится координировать свои действия относительно других членов команды, понимать значимость каждого человека в деле. Принципы создания групп могут быть разными: дети могут объединяться по желанию, их может разделить на группы учитель, кроме того, педагог может перечислить свои требования к группе (например, наличие в ней и мальчиков, и девочек), а дети формируют группы, учитывая и свои предпочтения, и условие взрослого.
Каждый подход имеет свои положительные стороны. Например, когда учитель сам формирует группы, то дети вынуждены общаться с теми, с кем обычно не общаются. Это, с одной стороны, дает возможность лучше узнать своих одноклассников, увидеть в них что-то новое, а с другой – учит находить общий язык не только с друзьями, но и с другими людьми ради выполнения общего дела.
Все задания в поездке были разработаны так, что требовали именно групповой работы, где каждый человек должен внести свой вклад, иначе ничего не получится. Это касалось и образовательных задач (составление текстов для летописи класса, иллюстрирование их), и организационных (дежурства).
И конечно же образовательное путешествие должно принести детям радость. И здесь необходимо сказать об играх, об организации свободного времени ребят.
В нашем путешествии оказалось много мальчиков, любящих играть в футбол. Поэтому каждую свободную минуту они проводили на футбольном поле. Они так азартно играли, что даже привлекли внимание местных подростков, которые провели с ними несколько матчей. Женская половина, конечно, болела за своих изо всех сил, но один матч наши все же продули. Было очень обидно, хотя соперники оказались старше лет на пять-шесть, но мы вместе учились переживать поражения, поддерживая друг друга, не пытаясь найти виноватого в проигрыше.
Устраивали мы и конкурсы “Слабо?”, когда ребята хвалились своими самыми разнообразными талантами: кто-то мог сложить ноги в позу “лотоса” и подняться одновременно на руках, кто-то делал стойку на руках, кто-то имел такой пресс, что мог выдержать двух человек. А когда веселье достигло вершины, просто устроили кучу-малу вместе с папой, рискнувшим отправиться с нами в поездку. Последний вечер пребывания в Угличе мы отметили у костра с печеной картошкой.
Не менее охотно ребята играли и в интеллектуальные игры. Например, нужно было назвать по фотографии памятник или историческое место Углича и вспомнить историю, с ним связанную. Или объяснить своей команде задуманное слово (из тех, что ребята узнали) за короткое время так, чтобы все поняли, о чем идет речь.
А после нашего возвращения в Москву я разговаривала с некоторыми мамами детей, побывавших в путешествии. Одна из них рассказала о том, что теперь ее дети планируют предстоящий день, причем пишут планы заранее, да и бабушка заметила, что внуки повзрослели за эти шесть дней.
Вообще рассказывать о путешествии и своих детях я могу очень долго, но главное, наверное, уже ясно: образовательные путешествия стали для меня не просто желанны, они необходимы!

Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru