Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как чувствует себя в школе... компьютер?

Еще не слишком уверенно, но, оказывается,
с каждым днем его позиции укрепляются

Проблема компьютеризации школьного образования активно обсуждается уже более десяти лет. Сегодня это не столько вопрос теоретических дискуссий, сколько школьной практики. На смену БК и “Ямахам” конца 80-х в школу пришли сначала “двушки”, потом “трешки” и “четверки”, а сегодня уже не редкость и Pentium. Помнится, как в начале 90-х в кабинете одного из руководителей образования можно было увидеть сверхмощный по тем временам 386-й компьютер, на котором стояли статуэтки, напоминающие традиционных слоников на телевизорах 50-х, а секретарша старательно вытирала пыль с монитора. Да, тогда компьютер подчеркивал еще и престиж школьного управленца, его статус. И это было, пожалуй, главное место компьютера в сфере образования. Сегодня подобную картину уже трудно представить – на компьютере работают и школьный управленец, и учитель, и ученик. Компьютер перестал быть элементом интерьера в кабинетах и классах. Более того, с ним ребенок встречается не только и не столько в школе, сколько в своей повседневной жизни. Однако подобная распространенность компьютеров отнюдь не снимает остроты самой проблемы использования новых информационных технологий в образовании. Как правило, вопрос сводится к материально-техническому обеспечению школ и к специальным образовательным компьютерным программам. Между тем можно рассмотреть его и в несколько иной плоскости. А именно: в плоскости социальной и – шире – социокультурной. И здесь, вероятно, нам требуется обратить большее внимание на самого учителя. Является ли он реальным пользователем компьютера? Вошел ли компьютер в его повседневность? Это во-первых. И во-вторых: использует ли учитель компьютер в своей профессиональной деятельности? Иными словами, может ли сегодня педагог быть тем культурным посредником, который способен приобщить школьника к миру компьютерной культуры? С этой целью в 2000/2001 учебном году Центром социологии образования РАО был проведен специальный социологический опрос, в ходе которого опрошены 1021 учитель и 1152 школьника. Приведем некоторые данные этого исследования.

Учитель как пользователь компьютера. Здесь мы кратко рассмотрим четыре сюжета: место компьютера в структуре досуга учителя, интенсивность пользования, доступность и уровень пользования. При этом имеет смысл сопоставить ответы учителей с ответами школьников, которым мы задавали те же самые вопросы.
Говоря о своих любимых занятиях в свободное время, лишь 3,9% учителей отметили, что они предпочитают «общаться с компьютером». Среди школьников таких гораздо больше – 25,6%. В принципе эти данные уже дают достаточно однозначный ответ на вопрос о том, является ли современный учитель посредником в приобщении подростка к компьютерной культуре.
Сходную картину мы наблюдаем и при сопоставлении интенсивности пользования компьютером. Если среди школьников, регулярно пользующихся компьютером, средняя продолжительность ежедневной работы составляет 3,2 часа, то среди учителей — 1,3.
Другим важным моментом является и такой параметр, как доступность компьютера. С этой целью в анкете учителям предлагался вариант ответа: “У меня нет возможности пользоваться компьютером”. При этом важно обратить внимание на возрастную динамику (см. рис. 1).

Рис. 1. Доля не пользующихся компьютером среди учителей разных возрастных групп (%)

Как видно из рисунка, среди молодых учителей в возрасте до 26 лет доля не пользующихся компьютером существенно ниже, чем в более старших возрастных когортах. С возрастом же мы наблюдаем последовательное увеличение доли учителей, для которых компьютер оказывается недоступен. Среди учителей пенсионного возраста (старше 56 лет) пользуются компьютером, как мы видим, лишь единицы.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что именно возраст оказывается решающим фактором в приобщении учителей к миру новых информационных технологий – молодые педагоги являются наиболее активной группой пользователей. Для каждого второго из них компьютер уже стал неотъемлемой частью повседневной жизни. В этой связи можно предположить, что основную роль в формировании учителя как культурного посредника по приобщению детей к миру новых информационных технологий сыграет смена поколений в педагогическом корпусе. Однако из-за низкой интенсивности омоложения учительства процесс этот может быть весьма продолжительным.
Отметим и еще один момент. Он касается использования учителями различных типов компьютерных программ. Полученные нами данные показывают, что подавляющее большинство учителей (68,1%) пользуется текстовыми редакторами и офисными приложениями. Доля же тех, кто пользуется графическими и музыкальными редакторами и программами для общения в Интернете, весьма незначительна. Иными словами, большинство учителей используют компьютер преимущественно лишь как усовершенствованную печатную машинку. В целом же по своему уровню пользования компьютером учитель уступает современному школьнику.
Вместе с тем возникает специальный вопрос о том, на каком уровне как пользователи оказываются учителя, ведущие курс информатики в школе: являются ли они опережающей группой? Полученные данные показывают, что по сравнению со своими коллегами, преподавателями других предметов, учителя информатики значительно чаще используют текстовые редакторы (91,3%), графические приложения для создания графики (26,1%) и браузеры (39,0%). Выявленные различия вполне объяснимы, поскольку образовательным минимумом по информатике предусмотрено изучение именно этих типов программ. Так, раздел «Информационные технологии» предполагает обучение школьников работе с текстами, графикой, электронными таблицами, базами данных и информационными сетями. Для реализации этого минимума необходима ориентация самого учителя на пользование текстовыми редакторами, графическими приложениями для создания графики, офисными приложениями и браузерами. И в этом отношении учитель информатики гораздо более «продвинут» как пользователь по сравнению со своими коллегами-учителями, ведущими другие предметы.
Однако же относительно группы тех школьников, кто регулярно пользуется компьютером, учитель информатики занимает узкопрофессиональную позицию. Если школьник через пользование теми или иными компьютерными программами опредмечивает круг актуальных для него потребностей: интерес к игре, общению, музыке, рисованию, то преподаватель информатики (и здесь подчеркнем, именно как пользователь) отнормирован стандартом преподаваемого им предмета. Здесь мы фиксируем традиционную для школьного образования проблему: соответствие содержания учебных программ потребностям и интересам не только самого ребенка, но и учителя. Сопоставляя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что пользование новыми информационными технологиями обозначает особый межпоколенческий культурный разрыв между школьниками и учителями. Причем разрыв этот нетрадиционен: здесь не столько взрослые являются опережающей группой, сколько, наоборот, представители молодого поколения.

Компьютер в образовательном процессе. Здесь мы коснемся четырех вопросов: значимость информационных технологий в реформировании образования, использование учителем компьютеров непосредственно в своей практике и оценка их эффективности в преподавании, а также факторов, препятствующих использованию компьютеров в школе.
Мнение педагогов о значимости для образования новых информационных технологий мы попытались выяснить с помощью вопроса о том, «в каком направлении в первую очередь, по их мнению, необходимо совершенствовать содержание школьного образования».
По мнению опрошенных, внедрение в учебный процесс современных информационных технологий при реализации стратегии совершенствования содержания школьного образования занимает приоритетную позицию (37,5%) наряду с введением разноуровневых учебных курсов (43,2%) и дифференциацией обучения (37,2%). Таким образом, в представлении учителя о реформировании школы сегодня – это одно из ведущих направлений.
Вместе с тем возникает вопрос о том, как учителя реально используют новые компьютерные технологии непосредственно в своей профессиональной деятельности. Полученные материалы показывают, что лишь 13,1% учителей действительно пользуются ими в практике обучения. Дополнительно отметим, что в специализированных школах доля учителей, использующих компьютер в учебном процессе, в два раза выше – 22,7%. Это позволяет обозначить весьма характерную тенденцию: более высокий уровень преподавания школьных предметов (специализированные школы) сегодня действительно оказывается связанным с использованием учителем новых информационных технологий.
Особый интерес представляют и данные о характере использования компьютерных технологий среди учителей, преподающих различные предметы. Так, подавляющее большинство учителей информатики (79,2%) пользуется демонстрационными и обучающими программами по своему предмету. Это вполне понятно. Однако каждый пятый учитель информатики, как показывают материалы нашего исследования, не использует подобные программы на своих уроках. И в этой связи вполне уместен вопрос о том, насколько удовлетворяет сегодняшним запросам уровень школьного образования по информатике. Заметим, что косвенно эти данные характеризуют и уровень обеспеченности московских школ компьютерной техникой. В целом же результаты нашего исследования показывают, что по сравнению с другими более активно используют компьютерные программы учителя, преподающие предметы естественно-научного цикла – химию, биологию, физику: здесь таких примерно каждый четвертый-пятый учитель. В остальных предметах доля использующих компьютерное программное обеспечение не превышает 10%. Это свидетельствует о том, что переход на использование новых компьютерных технологий в образовании осуществляется достаточно медленно. В подавляющем большинстве предметов обучающими программами пользуется лишь незначительное число учителей.

Помимо этого возникает вопрос о том, в каких возрастных ступенях системы школьного образования учителя чаще используют обучающие компьютерные программы (см. рис.2).

Рис. 2. Учителя, использующие обучающие и демонстрационные компьютерные программы в начальных, средних и старших классах (%)

Как видно из рисунка, в более старших звеньях школы последовательно увеличивается доля учителей, которые используют обучающие и демонстрационные компьютерные программы на своих уроках.
Молодые учителя более активно пользуются новыми информационными технологиями. Но влияет ли это на использование компьютеров в их профессиональной деятельности? Полученные нами данные показывают, что начинающие учителя (со стажем до трех лет) заметно чаще используют обучающие компьютерные программы в своей педагогической деятельности по сравнению с учителями со стажем более двадцати лет (соответственно: 21,1% и 11,1%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно личный опыт и большая включенность в компьютерные реалии переносятся молодыми учителями и в практику их профессиональной деятельности.
Теперь попытаемся ответить на вопрос о том, как оценивают учителя эффективность использования компьютерных программ в учебном процессе. Лишь незначительная часть учителей (1,8%) считает, что применение компьютерных программ на уроках снижает эффективность учебных занятий. Позитивно же оценивают использование компьютерных программ 43,0%. В принципе, сравнивая эти данные, можно сделать однозначный вывод о явном преобладании позитивной оценки над негативной. Однако половина из опрошенных нами учителей (51,2%) затруднились ответить на данный вопрос. Иными словами, педагогическая эффективность компьютера в школе для каждого второго учителя – terra incognita.
И, наконец, рассмотрим последний аспект. Он касается оценки учителями тех факторов, которые препятствуют использованию компьютеров в их профессиональной деятельности. Большинство учителей (70,9%) указали на то, что в их школе “не существует для этого достаточной материальной базы”. Каждый пятый (22,7%) сослался на то, что “не считает себя достаточно компетентным”. Остальные же факторы собрали незначительное число голосов: на “отсутствие учебных программ по своему предмету” указали 7,0%; на “школьную программу и учебный план”, которые не дают возможности для применения компьютеров, – 5,6%.
Таким образом, основной причиной, которая, по мнению учителей, препятствует использованию компьютерных средств непосредственно в их профессиональной деятельности, является слабая материально-техническая база школы. В этой связи интересно сопоставить мнения учителей, работающих в специализированных и общеобразовательных школах (см. табл. 1).

Таблица 1. Мнения учителей специализированных и общеобразовательных школ о причинах, препятствующих использованию ими компьютерных средств на уроках (%).

Как видно из приведенных данных, учителя специализированных школ по сравнению со своими коллегами из школ обычных гораздо реже отмечают отсутствие достаточной материальной базы для использования компьютерных средств на своих уроках. В принципе этот результат вполне ожидаем и фиксирует общее состояние дел: гораздо более высокую материально-техническую оснащенность специализированных школ. Однако важно обратить внимание и на другие моменты, характеризующие различия между учителями специализированных и обычных школ: учителя специализированных школ существенно чаще отмечают отсутствие адекватных учебных программ по своему предмету и ссылаются на то, что существующая школьная программа и учебный план не дают им возможности для применения компьютеров в своей профессиональной деятельности. Эти различия весьма показательны. Мы видим, что по мере улучшения материально-технической базы (оснащение школы компьютерной техникой) учитель все более ориентируется на содержательные аспекты, касающиеся адекватного программного обеспечения, содержания самих учебных программ и организации образовательного процесса. Иными словами, когда материально-технические проблемы решаются (вопрос “железа” уже не стоит), то на передний план все более отчетливо выступают содержательные и организационные вопросы использования новых информационных технологий в образовании.
Подчеркнем, что реальный позитивный сдвиг в применении компьютеров в образовательном процессе связан с устранением не только внешних, но и внутренних преград. Для этого требуются адекватная самооценка профессиональной компетентности и формирование мотивации для осмысленного использования учителем новых информационных технологий в своей работе.

Владимир СОБКИН,
доктор психологических наук, академик Российской академии образования, директор Центра социологии образования Российской академии образования;
Снежана РАВЛЮК,
научный сотрудник Центра социологии образования РАО, аспирантка ЦСО РАО;
Юлия ЕВСТИГНЕЕВА,
научный сотрудник ЦСО РАО, аспирантка ЦСО РАО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru