Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

В образовании власть меняется

Муниципальная школа уходит в прошлое, на смену ей идет школа государственная, а точнее – региональная

В историческом для российского образования заседании Госсовета 29 августа кроме образовательной политики была еще одна сюжетная линия. Дело в том, что накануне президент В.Путин попрощался с очередным составом президиума Госсовета, и фактически единственным результатом деятельности этого набора губернаторов оказался доклад рабочей группы С.Катанандова, посвященный реформе образования. Другими словами, С.Катанандов единственный выполнил поручение президента, и тем самым одобрение его деятельности было вопросом престижа для самого В.Путина. Если бы губернаторы раскритиковали и не восприняли стилистику и содержание доклада рабочей группы – это было бы поводом для усиления недоверия к Госсовету, пришедшему, напомним, на смену Совету Федерации как место обитания губернаторов. А недоверие к Госсовету – это недоверие к В.Путину.
Вот такая, понимаешь, загогулина, как говорил предшественник нынешнего президента.
Поэтому и был выбран единственно верный способ работы над докладом о реформировании образования – компромисс, консенсус, как говорил еще один предшественник – М.Горбачев.
И придраться к тексту было практически невозможно: если в одном месте российское образование хвалили, но строчкой ниже призывали к модернизации – вузы хвалили, но предлагали усилить доступность, и так далее.
Все было направлено на то, чтобы недоверие губернаторов к новой структуре власти не отразилось на оценке текста доклада рабочей группы.
И в то время как остальные члены президиума Госсовета проводили «итальянскую» забастовку, фактически саботируя данные им весной поручения президента, С.Катанандов решил продемонстрировать, что Госсовет – это один из самых надежных и работающих органов власти. Хотя и консультативный.
Таким образом, успех, хотя бы на уровне оценки губернаторов, доклада рабочей группы Госсовета по реформе образования фактически означал шаг вперед в деле строительства новой структуры государственной власти. По модели президента В.Путина.
В этой логике понятны жесткие выступления на сегодняшнем заседании президента Татарии М.Шаймиева, мэра Москвы Ю.Лужкова, увидевшего в докладе угрозу приватизации учебных заведений.
Поэтому основная критика, порой очень жесткая, была не по докладу, а по той ситуации, которая сложилась в системе образования.
Относительно новым для С.Катанандова было предложение создать Национальный совет по образованию при президенте. Одной из причин этого шага является затянувшаяся работа по принятию закона о государственных стандартах. Педагогические группировки никак не могут найти общий язык и прийти к единому мнению о том, что и в каком объеме должны учить школьники. И это тянется уже без малого десять лет. Решили привлечь широкую общественность к этому делу. Правда, сам президент на предложение возглавить Национальный совет по образованию никак не отреагировал.
Возможно, в этот момент он подумал о присутствующем на заседании Госсовета писателе А.Солженицыне, который принимал участие в просмотре рецензий на доклад Госсовета и заметил, что во всех текстах слишком много «воды» и деклараций.
Или о губернаторе и руководителе Совета Федерации Е.Строеве, который резко критиковал учебники истории за неправильное, с его точки зрения, освещение роли советского народа в Великой Отечественной войне. Буквально на следующий день правительство объявило, что в ближайшее время будет проведен конкурс среди авторов новых книг.
А известный задачник Григория Остера вызвал такой гнев орловского губернатора, что теперь можно ждать санкций и в отношении Остера.
Такое усиление роли государства в образовании не сулит ничего хорошего. А если Е.Строеву не понравятся и новые учебники?..
И снова государство будет в роли единственного воспитателя народа?
От имени правительства выступал не министр образования, а вице-премьер В.Матвиенко. Ее выступление было жестким, сумму теневых средств внутри образования она определила как 5–6 миллиардов долларов. Это деньги, которые сами граждане тратят на образовательные услуги и на взятки.
Все выступающие сошлись на том, что необходимо вводить финансовый норматив.
Не было споров и относительно отсрочки молодым учителям от армии.
Среди экзотических предложений лидером оказалась идея передать ученым нефтяные скважины для улучшения их материального положения. Президент на это отреагировал, сказав, что ученые быстро передадут управление этими скважинами молодым людям и потом «мы не найдем ни денег, ни молодых людей”.
Ему видней.
В целом реакция губернаторов на предложения рабочей группы оказалась позитивной. Доклад принят за основу.
...Для Сергея Катанандова подготовка доклада по реформе образования от имени Госсовета оказалась прекрасной возможностью усилить президентскую линию в госстроительстве.
Если бы очередная смена членов президиума Госсовета ничем не отметилась, аргументов у президента было бы меньше.
Что касается образования, всем стало очевидно, что узковедомственными усилиями дело с мертвой точки не сдвинешь.
Да и повышение зарплаты в два раза – это замечательный подарок учителям к 1 сентября.
Фактически законсервировали 12-летку; возможно, в дальнейшем вообще откажутся от этой идеи.
А вот что касается единого экзамена, жаль, что не хватило аргументов убедить губернаторов в нужности и важности этого нововведения.

…Итак, главным итогом заседания Госсовета 29 августа является передача школы от муниципалитетов к субъектам Федерации.
Если этот эксперимент не удастся, школу отдадут в ведение центрального правительства.
А потом?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru