Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Министерство образования Российской Федерации
от 6 марта 2001 года № 834

ПРИКАЗ
Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить доработанный в соответствии с решением совместной коллегии Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования и одобренный Федеральным координационным советом по общему образованию экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приложение).
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до сведения руководителей общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, Базисный учебный план как основу для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения.

Министр общего и профессионального образования
Российской Федерации
В.Филиппов

Приложение к приказу
Минобразования России
от 6 марта 2001 года
№ 834

Экспериментальный Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые варианты Базисного учебного плана соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации: определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.
Каждая ступень образования в Базисном учебном плане представлена тремя вариантами.
Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности общеобразовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. В вариантах Базисного учебного плана выделен объем (в процентах) содержания образовательной области и учебного предмета, который определяется органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Представлены учебные планы для общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения, русским (неродным) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения (I и II ступеней общего образования), для однокомплектных средних (полных) общеобразовательных учреждений (III ступень общего образования).
В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных модулей рассматривается как один из возможных механизмов плавной поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки, а также пропедевтической подготовки учащихся к профилированному обучению на III ступени.
Часы школьного компонента во всех вариантах Базисного учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся. Эти часы лучше использовать в шестой развивающий день. Занятия, проводимые в шестой развивающий день, не относятся к максимальной учебной нагрузке и могут не использоваться обучающимися.
Общеобразовательные учреждения, исходя из планируемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов в соответствии с действующим законодательством, могут сами определять продолжительность учебной недели.
В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала, а затем продолжения его изучения на всех ступенях обучения. Время на изучение иностранного языка может также быть существенно увеличено за счет школьного компонента.

Первая ступень общего образования

Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (вариант 1 и 2), включения учебных модулей (вариант 3).
Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.
Если в общеобразовательных учреждениях нет условий для введения иностранного языка и информатики, то часы, отведенные на эти предметы, передаются в школьный компонент.
Продолжительность урока в начальной школе:
в 1 классах – 35 минут;
во 2–4 классах – 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений
вариант – 1

Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений
с русским (родным) языком обучения
вариант – 2

Базисный учебный план
начальной школы Российской Федерации с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения
вариант – 2

Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения
вариант – 3


Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения
вариант – 3


Примерные учебные планы
Учебный план начальной школы с русским языком обучения

Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения

Вторая ступень общего образования

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Вариантами 1 и 2 вторая ступень образования представлена шестью годами обучения, вариантом 3 – пятью и шестью годами обучения.
Особое место на этой ступени принадлежит 5–6 классам (продолжение начальной школы) и 9–10 классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5–6 классах должно реализовывать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи в 5–6 классах часы школьного и ученического компонента рекомендуется в основном использовать на индивидуальные и групповые консультации. В 9–10 классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой – создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы целесообразно использовать на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера по желанию обучающихся.
Образовательная область Филология представлена предметами: русский язык, родной язык, литература, иностранный язык.
Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, представления о связях языка с национальными традициями народа, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи.
Усиливается социокультурный компонент изучения иностранных языков, повышается роль иностранного языка как источника знания о стране и мире. Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности.
В курсе литературы усиливаются нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. Большее внимание уделяется формированию культуры устной и письменной речи школьников.
Образовательная область Математика включает арифметику, алгебру и геометрию, начала теории вероятностей и математической статистики, элементы математического анализа. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека.
Образовательная область Информатика представлена предметами информатика и информационные технологии, которые формируют системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучают информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, формируют научные основы и навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека. Информатика дает возможность ее широкого использования при изучении других предметов в основной школе.
Образовательную область Естествознание составляют интегрированный курс естествознания в 5 и 6 классах и базовые предметы физика, биология, химия в последующих классах.
Естественно-научное образование в 5–6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих не только школьникам младших классов, но и во многом детям 11–12-летнего возраста, – склонности к целостному восприятию мира. Курс естествознания продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, готовит обучающихся к освоению основ наук о природе. Систематические курсы физики, химии, биологии углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде.
В образовательную область Обществознание входят предметы: история, обществоведение, география и интегрированный курс граждановедение (5–8 кл. – вариант 2).
История формирует систему знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Интегрированный курс обществоведения приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний, создающих возможность для освоения молодыми поколениями основных социальных отношений, умения отстаивать свои права, воспитания толерантности, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы, использовать возможности правовой системы государства.
Включение в эту область курса географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов (история, экономическая и социальная география), но и между природой (физическая география) и обществом (история, обществознание, экономика, экономическая география). При этом развитие общества рассматривается как во времени (история), так и в пространстве (география).
При изучении модулей по обществоведению (вариант 3) каждый ученик может выбрать только 2 из четырех предлагаемых курсов. Поэтому аудиторная нагрузка на одного ученика составляет только 4 академических часа в неделю.
Баланс между минимумом учебного времени, отводимым на естествознание и обществознание, может быть сохранен или изменен школой за счет школьного учебного плана. Принципиально важным является использование дополнительных возможностей вариативной части учебного плана для удовлетворения интереса учащихся к естествознанию или обществознанию в проектных, практических, поисковых формах обучения.
Образовательная область Искусство может быть представлена предметами: изобразительное искусство, музыка, танец, мировая художественная культура. В 9–10 классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно (вариант 1 и 2). При изучении модулей по искусству (вариант 3) каждый ученик может выбрать только один из двух предлагаемых курсов, поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет 2 академических часа в неделю.
Образовательная область Технология формирует следующие умения: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность; оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологии их изготовления.
Образовательная область Физическая культура, направленная на развитие физического здоровья учащихся, включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки (в том числе виды спорта, традиционные для данного региона). Содержание строится с учетом изменения физических особенностей и возможностей учащихся.
Образовательная область Основы безопасности жизнедеятельности представлена курсом ОБЖ, который формирует у учащихся знания и умения оптимального поведения в экстремальных ситуациях, включает отдельные сведения о безопасности жизнедеятельности.
Продолжительность урока в основной школе во всех вариантах учебного плана – 45 минут.

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений
вариант – 1

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с русским (родным)
языком обучения
вариант – 2

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений с русским (неродным)
языком обучения
вариант – 2

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений
с родным (нерусским) языком обучения
вариант – 2

Базисный учебный план
основных общеобразовательных учреждений
с русским (родным) языком обучения
вариант – 3 (5 лет обучения)


Примерный учебный план
основной школы с русским языком обучения

Примечание. Каждый ученик может выбрать только два из четырех предлагаемых курсов по обществоведению и один из двух предлагаемых курсов по искусству. Поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет только 6 академических часов в неделю (а не 12).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru