Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ЛЕТНИЕ НОВОСТИ

Главный итог прошедшего лета
– власть снова хочет любить учителей.
Скоро учителя об этом узнают

Вернет ли Сергей Катанандов государство в образование?

Главной новостью прошедшего лета стала напряженная деятельность рабочей группы Госсовета по подготовке доклада о реформе образования.

С середины апреля по 1 августа в группе происходили драматические столкновения самых разных направлений в образовательной политике. Свои интересы отстаивало ведомство в лице министра В.Филиппова и его заместителя В.Болотова, им оппонировали ректор МГУ В.Садовничий и председатель комитета по образованию и науке ГД И.Мельников. Была и «третья сила» в лице академика Э.Днепрова, главы образования Карелии Г.Разбивной и советника премьера Карелии С.Степанова. А учитывая, что в работе активно участвовали ректор Высшей школы экономики Я.Кузьминов, представитель профсоюзов В.Лившиц, известные эксперты О.Лебедев, А.Пинский, руководитель московского образования Л.Кезина, можно представить, насколько жаркими и непримиримыми были споры и в Москве, и в Петрозаводске, и в Самаре. В этих городах проводились выездные заседания рабочей группы.
Основная задача была сформулирована четко: обеспечить усиление роли государства в образовании. Принято считать, что все школьные беды: полуразрушенные здания, низкие зарплаты, которые выплачиваются не вовремя, отсутствие современного оборудования и несовременное содержание образования – все от малого внимания и «отсутствия присутствия» государства в образовании.
Пусть так. Во всяком случае С.Катанандов взялся решать ясную и в общем-то несложную на первый взгляд задачу – вернуть государство в систему образования. Правда, ему пришлось столкнуться с противоречиями внутри разных групп в образовании и с одним очень важным внешним обстоятельством.
Дело в том, что правительство уже наработало много документов по реформе образования. И на одной из встреч в середине июля у вице-премьера В.Матвиенко, по информации из аппарата правительства, состоялся довольно резкий разговор между С.Катанандовым, В.Матвиенко и В.Филипповым относительно того, что рабочая группа не должна ревизовать уже принятые правительством документы.
В результате получился довольно обтекаемый по форме документ, в котором описан механизм «огосударствления» российской школы.
Выдержки из этого доклада с нашими комментариями читайте, пожалуйста, на 2-й странице, а полностью документ будет опубликован в № 32 еженедельника «Управление школой».
29 августа доклад рабочей группы будет представлен на заседании Государственного совета, затем его должен будет подписать президент В.Путин.

Михаил Касьянов легализовал плату за дополнительные услуги

Ожидаемой новостью стало постановление правительства о дополнительных образовательных услугах.

В июле председатель правительства России М.Касьянов подписал постановление «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», которое регулирует финансовые отношения родителей и администрации общеобразовательных школ, детских садов.
Реакция родителей, судя по летним публикациям в прессе, была настороженной и даже тревожной. С одной стороны, правительство с подачи ведомства разграничило, за что надо платить, а за что – нет. С другой стороны, основная проблема так и осталась нерешенной: катастрофическая нехватка денег в школе на самые неотложные вещи неминуемо потребует всех новых и новых родительских денег. Поэтому мало кто из родителей верит, что их отношения со школами станут прозрачными. Хотя в постановлении четко указан порядок заключения договоров образовательных учреждений с родителями, даже порядок финансовой ответственности школы, в случае если оказанная услуга окажется некачественной.
Но опять же – не решен главный вопрос: а что такое качество образования?
Как его измерить и как доказать, что оно соответствует заключенным договоренностям?
В любом случае теперь между родителями и школой должен присутствовать контракт, в рамках которого строятся финансовые отношения.
Таким образом, правительство официально признало, что бесплатность школьного образования оно, правительство, считает мифом.

Президент принял министра образования России В.Филиппова

Министр успел доложить президенту о результатах работы группы Госсовета раньше всех.

7 августа, ровно через неделю после того как рабочая группа Госсовета передала свой доклад в администрацию президента, Владимир Путин встретился с министром образования В.Филипповым.
Судя по информации из самого ведомства, доклад был удачным. Во всяком случае президенту понравилась идея направить в каждую школу 50–100 томиков классической русской литературы (интересно, какое издательство получит этот заказ?) и показались убедительными расчеты по увеличению заработной платы учителям. Огорчительным было только одно обстоятельство: в более чем трети регионов страны сохраняется задолженность учителям по зарплате. Но на фоне гигантских усилий ведомства по модернизации системы образования это оказалось несущественным обстоятельством. Если губернаторы и министры-экономисты не вмешаются, то уже к зиме зарплата учителей возрастет как минимум на 60%. И учителя будут получать 2224 рубля за 12-й разряд.
А учитывая, что министр В.Филиппов успел доложить президенту о результатах работы группы Госсовета раньше премьера Карелии С.Катанандова, который возглавляет эту группу, то имевшие место разногласия внутри группы также не будут иметь существенных последствий.
Единственное, что может испортить картину, – это возможная атака левых на доклад рабочей группы. Им может показаться, что роль государства на 100% такая же, как была при социализме.
Но это уже претензии не к В.Филиппову…

Согласованный законопроект о государственных стандартах
внесен в Думу

Если повезет чиновникам, к концу нового учебного года в России уже будут стандарты, принятые законом. А если повезет учителям – стандартов не будет.

На фоне шумных летних событий незамеченным прошел успех аппаратной дипломатии первого заместителя министра образования Александра Киселева – удалось снять противоречия между группами разработчиков закона о государственном образовательном стандарте: и яблочники, и группа «левых» депутатов, и представители академической науки пришли к общему согласию. В Думе теперь существует единственный вариант этого законопроекта.
Принятие этого закона будет означать начало совершенно нового этапа развития событий вокруг содержания школьного образования.
Ведомство получит в свои руки неопровержимый аргумент в пользу разработки детальных методических рекомендаций и организации жесткой инспекционной и аттестационной работы. Развернется широкомасштабная деятельность по созданию полного пакета учебно-методической литературы и учебников.
Учителя получат все, вплоть до примерных поурочных планов.

Учебный год в Дании уже начался

Большинство датских коммун выступили против того, что дети начинают учиться в середине августа. Но министерство образования строго указало местному самоуправлению, что нарушать устои оно никому не позволит.

По сообщению РИА “Новости”, датскиe школьники начинают учиться гораздо раньшe, чем их свeрстники из других стран. Это вызываeт довольно оживленные дискуссии в образовательной среде.
Так, несколько коммун – наименьших административно-тeрриториальных eдиниц Дании – выступили с инициативой сдвинуть начало учeбного года на болee поздниe сроки. Вначалe эта попытка была признана удачным начинаниeм, но затeм министр образования Дании Маргрeтe Вeстагeр заявила, что министeрство против того, чтобы разрeшать отдeльным коммунам экспeримeнты в этой сфeрe.
Коммунальныe власти аргумeнтировали своe рeшeниe тeм, что детские сады, а также различные кружки и секции для школьников начинают работу на нeсколько нeдeль позжe, чeм школы, и призвали, чтобы во всeх этих завeдeниях учeбный год начинался одноврeмeнно. По их мнению, начиная учиться осeнью, а нe летом, учeники смогут показать лучшиe успeхи в учeбe.
Однако, как пишут крупные датские газеты, Маргрeтe Вeстагeр подчeркнула, что “начало учeбного года в Дании – это одна из частeй ритма жизни общeства, один из ритуалов, которых нe так много в нeм осталось, и традиционно начало учeбного года в школах дeйствительно являeтся нeким рубeжом для дeтeй”.
Датское государство может себе позволить так разговаривать с родителями: ведь расходы государства на обучeниe одного школьника составляют 42 тыс. 300 датских крон (около 5 тысяч долларов) в год.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru