Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александра Лопатина и Мария Скребцова
Россия

Алфавит для невысказанных слов

Мы начали эту работу в 1995 году, и первая задача, которую мы себе поставили, была ни много ни мало популяризация духовного наследия человечества. Мы выбрали самый простой метод – составление подборки текстов о наивысших достижениях человеческого духа по разным темам, которые выбирались так, чтобы они:
а) были близки ребенку и затрагивали сокровенные уголки его души, например: родной дом, семья, друзья, сокровища сердца, любимые животные;
б) знакомили ребенка с красотой родной природы, учили его ощущению взаимосвязи человека и природы, трепетному удивлению природным чудесам – звездам, морю, цветам;
в) развивали духовные качества ребенка – благородство, любовь, красоту, доброту, милосердие, трудолюбие;
г) помогали детям постигать тайны творчества художников и музыкантов, композиторов и поэтов.
“Но главное не только в том, что мы покажем или расскажем детям, – подумали мы. – Главное в том, что дети сделают после нашего рассказа: что напишут, нарисуют, о чем подумают и как поступят? Какие вопросы и задания могут помочь им прожить то высокое состояние духа, которое они ощутили, в их собственном творчестве и в их жизни?”
Поэтому вторым нашим шагом стало составление методических разработок, направленных на развитие духовных и творческих сил ребенка. К каждому рассказу, сказке, пословице или цитате мы предлагаем комплекс вопросов, игр и заданий, связанных с жизнью ребенка, направленных на проживание им того или иного материала.
Например. Прочитайте детям пословицу «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Задание к пословице: нарисуйте каждый себя в виде дерева, все корни которого – ваши друзья. Обсудите с одноклассниками, какое вы дерево на этой земле, какие у вас корни.
Прочитайте детям пословицу «От солнышка людям светло, от матери детям – добро».
Задание к пословице: давайте нарисуем на доске солнце материнской любви, и лучами этого солнца будут прекрасные качества наших мам. Подумайте и запишите, какие качества появились у вас под воздействием лучей этого солнца.
Задание к рассказу об удивительной жизни деревьев:
По дороге в школу нужно выбрать дерево, которое больше всего вам нравится, и попробовать подружиться с этим деревом. Каждый раз, проходя мимо, остановитесь возле своего дерева. Посмотрите, какое у вашего дерева настроение, послушайте, о чем оно разговаривает с ветром, дождем, облаками или солнцем. Каких птиц и насекомых приютило ваше дерево? Если дерево спит, то какие сны ему снятся? Расскажите дереву о себе, о своих бедах и радостях или хотя бы поздоровайтесь с ним на ходу, если вы спешите. Нарисуйте ваше дерево и напишите все, что вы о нем узнали.
Проект “Мое дерево” стало для наших ребятишек не просто домашним заданием. Когда работа по нему закончилась и альбомы детей, которые мы назвали “Книга моего дерева”, стояли на выставке, они снова и снова приносили рисунки, рассказы и сказки. “А сегодня на моем дереве такой снегирь сидел красивый. Я его нарисовал, можно его подклеить к моему альбому?”
И даже на следующий год ребята, встречая нас, часто говорили: “Знаете, сегодня все деревья в инее, но мое дерево самое пушистое...”, “На моем дереве огромная сосулька выросла и так сверкает, что глаза слепит. Я ее разглядывала, а в ней пузырьки воздуха. Я думаю: как они туда попали?”
А на занятиях по теме “Чистый голос воды” мы, приняв образ Феи воды, обходили всех детей по очереди и брызгали на них водой из чашечки. Те, на кого попадают капли воды, должны были сказать Фее что-то доброе о воде и объяснить, почему они так думают.
Дети делились на группы. Одна группа — море, вторая — река, третья — озеро. Каждая группа описывала портрет своей воды, не называя себя, а все остальные пытались угадать, портрет какой воды она описывает. Мы сочиняли истории жизни дождевых капелек. А домашнее задание было таким: напишите историю жизни дождевой лужи: где она живет? что в ней отражается? с кем она дружит и кого боится?
А на следующий день опоздавший мальчик, войдя в класс, сказал:
“Извините, что я опоздал. Иду мимо моей лужи, а туда кто-то бумажек грязных накидал. Пока я их вытащил, вот и опоздал…”
Заданий подобного типа было множество, и дети всегда выполняли их с удовольствием. И у них действительно рождалось ощущение: это мое дерево, моя лужа, мой дом, моя планета…
Словом, наши сборники учат ребенка наблюдать, понимать и любить мир природы, вводят маленького человека в страну мудрости, воспитывают уважение к близким и чувство ответственности, помогают с восторгом постигать тайны окружающего мира.
Мы с радостью читали в письмах:
Пенза, школа № 33, учитель начальных классов Маркова Алла Викторовна.
“…Работая по этим книгам, понимаешь, что перед тобой дети с бесценной и неповторимой душой. И необходимо творить такие уроки и занятия, которые оставили бы след в их жизни. А души детей удивительно чутко реагируют на творчество, они раскрываются, наполняются светом, любовью, верой, надеждой, радостью. Дети стали свободнее высказывать свое мнение. Стараются понять взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в этом мире. Стараются видеть во всем удивительное, неповторимое чудо, видеть необычное в обычном. Замечаю, что из многих сложных ситуаций стараются выйти достойно, найти правильный выход”.
Но все чаще, выступая на конференциях и встречах, мы слышали:
“Уроки чистоты и доброты нужны, но как же школьная программа. Вы прекрасно знаете, как загружены наши дети и мы, педагоги. К концу школьного дня все мы еле живые и нам не до разговоров о любви и дружбе. А классный час только раз в неделю”.
Мы пытались возражать:
“Вы знаете, Ушинский отводил огромную роль беседе на уроке. Больше половины урока в начальной школе должно быть посвящено беседе, которая раскроет сердце и душу ребенка навстречу педагогу”.
Но на все наши аргументы нам опять говорили о перегруженности программы, о нехватке времени, о необходимости подготовить детей к поступлению в высшие и профессиональные учебные заведения.
Тогда и родилась идея соединения процессов духовно-нравственного воспитания и образования в единый процесс. “Почему уроки родного языка не могут быть уроками радости и красоты, уроки математики – уроками мудрости и справедливости, а уроки естествознания – уроками любви и доброты?” – подумали мы и начали писать сказки.

Сказка о нежности, которую рассказала буква Н
(Мария Скребцова)

Однажды утро, день и ночь поспорили, кто из них нежнее. Утро говорило:
– Я самое нежное. С моей нежной улыбки день начинается!
День утверждал:
– Самый нежный – тот, кто, как мать, всех кормит и поит. Днем все работают, я всех пою и кормлю, значит, я самый нежный!
Ночь была не согласна:
– А кто людям самые нежные сны дарит? Кто на небе звезды рассыпает? Разве вы не знаете, что сны и звезды делают сердце нежнее?
Тогда, вспыхнув красками рассвета, утро снова говорило:
– Ты, ночь, слишком темная, а ты, день, слишком яркий! Мои же краски неуловимы и легки. Они самые нежные!
Спорили они, спорили, да так ни к чему и не пришли. Но тут в спор вмешалась маленькая девочка. Улыбаясь, она сказала:
– Не спорьте. Я так люблю всех вас! Твоя нежность, милое утро, каждый день наполняет мое сердце радостью. А ты, ночь, даришь мне чудесные сны и прекрасные звезды. Тогда я перестаю плакать, что на земле еще мало нежности!
Услышав слова девочки, утро сказало:
– Я знаю теперь, что на земле самое нежное – это сердце человека! А мы все лишь помогаем ему утром, днем и ночью сохранить в сердце прекрасный росток нежности!
День и ночь с радостью согласились с этим.

Сказки о буквах и словах, которые учат детей правильно читать, писать, кроме того, учат их дружить, верить и надеяться. Сказки о математике, которые знакомят детей с цифрами и математическими законами, также помогают им постигать законы взаимовыручки и поддержки. Сказки о цветах, деревьях, растениях, овощах и фруктах, которые включают в себя естественно-научную информацию и законы развития живого мира, также рассказывают детям о красоте и гармонии всего окружающего. Сказки о мастерах, профессиях и мастерстве не только знакомят детей с азами той или иной профессии, а главное – помогают понять тайны души настоящего мастера.
Сейчас вышло в свет уже восемь книг общим тиражом около 90000 экземпляров и общим объемом более 4600 страниц. Некоторые из книг изданы по Федеральной программе книгоиздания России.

Книга 1. “Мир единства и любви”

Содержит рассказы, истории и притчи о мировых религиях, а также примерные уроки по истории и культуре мировых религий, беседы и ролевые игры о мире и единстве человечества, раздел игр, развивающих общение, внимание и наблюдательность.

Книга 2. “Природа – глазами души”

Рассказывает о небе, звездах, солнце, воде и земле; учит ребенка наблюдать, понимать и любить мир природы. Содержит рассказы и притчи об учителе, материнской любви, музыке и дружбе. Раздел философских сказок учит детей размышлять о добре и зле, красоте и любви.

Книга 3. “Мир твоей души”

Вводит ребенка в разноцветный мир времен года, прививает любовь к животным, рассказывает о происхождении человека через сказки, рассказы и притчи. Рассказывает о Боге, любви, вере, молитве. Содержит философские сказки о любви и волшебных долинах духа.

Книга 4. “Искусство видеть мир”

Предлагает около 250 игр, направленных на развитие в ребенке духовности и интеллекта, творческого мышления и воображения. Рассказывает о доброте и счастье, сострадании и трудолюбии. Знакомит детей с духовной основой творчества художников, писателей и поэтов, учит творческому отношению к миру.

Книга 5. “Азбука мудрости”

Рассказывает о жертвенности и кротости, щедрости и уважении к людям, храбрости и чистоте в сказках, притчах и пословицах. Включает беседы и сказки о художниках, красках, музыкантах и музыкальных инструментах. Содержит сказки и беседы о семье, воспитывающие уважение к близким и чувство ответственности.

Книга 6. “Сказки о буквах и словах”

Включает более 100 сказок, игр и заданий о буквах и словах, обучающих чтению, письму, навыкам разговорной речи. Рассказы и сказки о музыке природы, тайнах портретной живописи, исцеляющей силе творчества учат детей видеть и чувствовать красоту мира, понимать язык картин, интересоваться искусством.

Книга 7. “Сказки о цветах, деревьях и растениях”

В сказочной форме повествует обо всех деревьях хвойного и лиственного леса, о весенних и лесных цветах. В добрые и нравственные сюжеты сказок включена научно-естественная информация о растительном мире, которую дети изучают в курсе естествознания начальной и средней школы.

Книга 8. “Дары Земли”

Содержит сказки о питательных и целебных свойствах фруктов, овощей, ягод, грибов, злаков и трав. Добрые герои сказок учат с самого детства заботиться о своем духовном и физическом здоровье, рассказывают о правильном питании и лечении дарами земли. Изданы также методические пособия, курсы из 30–50 примерных уроков на базе книг.

Сейчас мы готовим к изданию 15 практических пособий-хрестоматий для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в помощь родителям и воспитателям, а также в помощь педагогам русского языка и литературы, математики и естествознания, трудового обучения и истории, музыки и изобразительного искусства.


Школа радости, или Первые шаги в мире родного языка

Когда мы задумались над проблемой, какими же должны быть школьные уроки, чтобы они помогали детям впитывать мудрость жизни, нам на помощь пришла сказка. Этот волшебный язык души ребенка помогает нам превратить уроки родного языка в уроки радости и любви, уроки математики – в уроки мудрости и справедливости, а уроки естествознания – в уроки красоты.
«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира», – писал Сухомлинский, и мы считаем, что эти слова относятся к любому школьному предмету.
Для того чтобы построить школьное учение таким образом, мы написали книгу «Сказки о буквах и словах». Ее 104 сказки помогают ребенку войти в мир родного языка как в яркий, полный чудесных открытий мир.
Мы предлагаем сказки о буквах как один из вариантов первого знакомства детей с буквами и словами. Эти сказки учат детей радоваться и любить, верить и надеяться. В них много вопросов, заданий и игр, направленных на развитие творческой фантазии ребенка.
Буквы играют и путешествуют, помогают друг другу и учатся видеть все хорошее, что случается вокруг них, а порой грустят и болеют.
Буквы все разные по характеру. У Мягкого Знака, например, очень мягкий характер, он любит все мягкое: мягкую мебель, мягкую одежду, мягкие карандаши. Когда какая-нибудь буква устает или плохо себя чувствует, Мягкий Знак тут же предлагает ей помощь. Он придвигается к ней поближе, мягко гладит ее по плечу и приглашает к себе домой. Там он усаживает букву в мягкое кресло и рассказывает ей мягкую сказку.
Мягкий Знак способен смягчить даже самых твердых. Недаром он стоит в конце самых прекрасных на земле слов, таких как нежность, кротость, верность, отзывчивость, справедливость, щедрость и многих других. Мягкий Знак придает этим словам такую удивительную мягкость!
Любимое слово буквы Т – ТРУД. Она знает секрет трудолюбия и помогает открыть его детям. Буква Т рассказывает детям сказку о том, как трудятся вол и человек, и просит детей написать слово ТРУД два раза. Первый раз так, чтобы в нем были видны мысли, чувства и настроение человека во время работы, а второй раз так, чтобы в нем были видны мысли, чувства и настроение вола во время работы.
Буква У очень любит улыбаться. У нее есть мудрый друг Улитка, которая возит букву У по улицам города, и они вместе улыбаются всем прохожим. Невозможно не улыбнуться, глядя на улыбку буквы У, и дети рисуют, как все буквы улыбаются.
Любимое слово буквы М – МАМА. Она рассказывает детям сказку о маме. Затем буква М просит детей поделиться на группы, и каждая группа рисует слово МАМА, каждый ребенок в группе рисует только одну букву из этого слова, но так, чтобы она была похожа на его маму. Потом каждая группа по очереди показывает остальным детям свое слово МАМА, и они пытаются догадаться, где чья мама. После этого дети рассказывают о своих мамах.
Любимое слово буквы К – КРАСОТА. Она пишет “Книгу красоты”, куда записывает мысли обо всем прекрасном на свете. Буква К предлагает детям завести в классе такую книгу, в которую можно каждый день записывать все хорошее и красивое, что встретится им в жизни. А сначала нужно включить музыку и внимательно посмотреть на своих друзей, а затем описать все прекрасное, что мы в них увидели.
Потом в течение одного дня попробовать искать во всем, что нас окружает, хорошее. А на следующий день вспомнить об этом.
Буква К рассказывает сказку о том, как летает над землей Фея Красоты в лучистом венце и приносит детям на урок волшебное колечко красоты, на которое попала искорка красоты из венца Феи.
Стоит направить колечко на любого человека, как в этом человеке становится видно все самое красивое.
Дети вытягивают сложенные ладошки вперед, а педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, кто получил колечко красоты, выбегает из-за парты. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком, в каждом увидеть что-нибудь красивое и рассказать об этом. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает право носить колечко красоты в этот день.
Мы строим занятия так, что обмен собственными мыслями и прояснение чувств друг друга составляют их существенную часть. И часто результатом работы становятся самодельные книги с детскими рисунками и свободными сочинениями. Ребята перестают бояться говорить о сокровенном, таинственном, прекрасном со своими одноклассниками. Наоборот, чем дальше, тем больше яркости, открытости и пробуждающейся духовной силы видно в их текстах. Постепенно они становятся людьми, владеющими родным языком не только с точки зрения знания грамматики и орфографии. Человек, владеющий своим языком, владеет собой, а значит, сможет воспитывать себя сам, выстраивать мир своей души, добровольно и сознательно присваивать как свои существующие издревле этические ценности.

Сердце

Сердце – это вся жизнь человечества и самой природы. Вся жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым... Когда человек добрый, можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это вечная война.
                                             Белозерова Оля

Загадочный человек

По моему мнению, загадочный человек должен быть таким: сверкать, как солнце, и согревать нас, блестеть, как звезды. Быть легким и пушистым, как облака, быть мягким, как сердце, быстрым, как ветер, быть милосердным, трудолюбивым, как муравей, любить улыбаться, быть смелым, мудрым, как старец, и жить хорошо.
Я чуть-чуть похож на загадочного человека. Хочу, чтобы мой брат стал таким же...
                                           Суворов Максим

Мы понимаем, что в современном мире от наших детей требуются развитые коммуникативные способности, навыки владения огромным объемом информации, активность, целеустремленность. Но, на наш взгляд, эти требования общества совершенно не исключают необходимости строительства собственной души в процессе образования. Только человек ответственный и милостивый, целеустремленный и сострадательный, знающий и чувствующий, терпеливый и скромный, ищущий смысл и высокие цели в жизни кажется нам по-настоящему образованным и воспитанным.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru