Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

II Международный фестиваль
«Школа для ребенка»

Перебирая детские воспоминания, понимаешь, как много всего произошло в школе: там мы учились ссориться и мириться, отличать “своих” по цитатам из любимых книг, влюблялись, счастливо (до развода) или безответно (на всю жизнь), ходили в походы, одним словом, становились самими собой. А помните, с какой жадностью мы рассматривали в последние майские дни учебники, выданные на следующий учебный год?
В школе ведь человек не только осознает себя. Он еще и усваивает в меру своих способностей весь опыт человечества, накопленный до него. Целых десять лет учителя пытались многовековую премудрость науки, искусства, опыта вложить в детские головы. Именно для этого во всем мире встречаются в школе учитель и ученик.
И так же вечны учительские вопросы к самому себе: чему учить, как и зачем? Вместе с жизнью меняются и ответы на эти вопросы. Мы, сегодняшние учителя, не исключение. Нелегко решить для себя, о чем и как говорить с ребятами, когда, по словам Татьяны Бабушкиной, взрослые нередко решают проблемы отстраненно-механически, устраняются от смыслов, бросают начатое... И она помогает пришедшим к ней детям “приобрести опыт другой жизни, опыт нравственного проживания”.
Такой же выбор сделали и герои Анатолия Цирульникова: в небольших провинциальных обессиленных нищетой российских городках школа старается поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять жестокой действительности.
Но можно и по-другому: сохраняя и поддерживая традиции, попытаться изменить к лучшему жизнь вокруг. Это под силу лишь школам, в которых нормой стали отношения сотрудничества между детьми и взрослыми.
“Образовательную возможность не надо ожидать от кого-то, это собственные умения, ум, талант людей, которые соединяются и находят выход”.
Да, мы снова должны надеяться главным образом на себя в этом стремительно меняющемся мире. Потому что каждое утро приходим в класс, чтобы учить. Но чему? Знания устаревают, научные методы и понятия меняются... «Нужно включаться в диалог античности, средневековья, Нового времени, XX века», – советует Сергей Курганов. Школы и в самом деле постепенно отказываются от простой передачи ребенку определенной порции чужих знаний. Настоящее знание – всегда свое.
Об этом же говорят Эрнст Гусинский и Юлия Турчанинова, рассказывая о чаньской образовательной системе в Китае: «Не заучивание готовых ответов на чужие вопросы ценилось, а готовность искать подлинный смысл всего в мире».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru