II Международный фестиваль
«Школа для ребенка»
Перебирая детские воспоминания, понимаешь, как
много всего произошло в школе: там мы учились
ссориться и мириться, отличать “своих” по
цитатам из любимых книг, влюблялись, счастливо
(до развода) или безответно (на всю жизнь), ходили
в походы, одним словом, становились самими собой.
А помните, с какой жадностью мы рассматривали в
последние майские дни учебники, выданные на
следующий учебный год?
В школе ведь человек не только осознает себя. Он
еще и усваивает в меру своих способностей весь
опыт человечества, накопленный до него. Целых
десять лет учителя пытались многовековую
премудрость науки, искусства, опыта вложить в
детские головы. Именно для этого во всем мире
встречаются в школе учитель и ученик.
И так же вечны учительские вопросы к самому себе:
чему учить, как и зачем? Вместе с жизнью меняются
и ответы на эти вопросы. Мы, сегодняшние учителя,
не исключение. Нелегко решить для себя, о чем и
как говорить с ребятами, когда, по словам Татьяны
Бабушкиной, взрослые нередко решают проблемы
отстраненно-механически, устраняются от смыслов,
бросают начатое... И она помогает пришедшим к ней
детям “приобрести опыт другой жизни, опыт
нравственного проживания”.
Такой же выбор сделали и герои Анатолия
Цирульникова: в небольших провинциальных
обессиленных нищетой российских городках школа
старается поддержать, сохранить угасающие
традиции, противостоять жестокой
действительности.
Но можно и по-другому: сохраняя и поддерживая
традиции, попытаться изменить к лучшему жизнь
вокруг. Это под силу лишь школам, в которых нормой
стали отношения сотрудничества между детьми и
взрослыми.
“Образовательную возможность не надо ожидать от
кого-то, это собственные умения, ум, талант людей,
которые соединяются и находят выход”.
Да, мы снова должны надеяться главным образом на
себя в этом стремительно меняющемся мире. Потому
что каждое утро приходим в класс, чтобы учить. Но
чему? Знания устаревают, научные методы и понятия
меняются... «Нужно включаться в диалог
античности, средневековья, Нового времени, XX
века», – советует Сергей Курганов. Школы и в
самом деле постепенно отказываются от простой
передачи ребенку определенной порции чужих
знаний. Настоящее знание – всегда свое.
Об этом же говорят Эрнст Гусинский и Юлия
Турчанинова, рассказывая о чаньской
образовательной системе в Китае: «Не заучивание
готовых ответов на чужие вопросы ценилось, а
готовность искать подлинный смысл всего в мире».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|