Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Николай Гузик
Украина

Путь к пятерке – дидактическая единица

Способы школьного учения

Я всегда был и остаюсь сторонником классно-урочной системы, потому что она сейчас доминирует и в нашей, и в мировой педагогике. При создании 12 лет назад школы в поселке Южный Одесской области для меня было, есть и остается важным ориентировать школьное обучение прежде всего на индивидуализацию и персонализацию учебно-воспитательного процесса. Работа эта привела к созданию в школе особого типа классно-урочного способа работы. Мы называем его “Комбинированная система организации учебно-воспитательного процесса”. Это означает прежде всего дифференциацию учебно-воспитательного процесса на индивидуальном и персональном уровне, при том что в классах остается столько же детей, как и в обычной школе, и у всех самые разнообразные познавательные способности, образовательные притязания, стремления и ориентация.
И все-таки почему мы считаем, что классно-урочная система в академический школе обладает бесспорными преимуществами перед другими способами школьного учения?
Первое: она технологически проста и минимально затратна, а поэтому доступна даже экономически слабому государству.
Второе: она удачно моделирует обычную структуру общества. В классно-урочной школе рядом живут и действуют люди с разными способностями, образовательными ориентирами, культурными запросами, социальными и психологическими особенностями. Но так же организована и вся наша жизнь, вся естественная социальная среда.
Третье: классно-урочная система обладает большими воспитательными и развивающими возможностями. Столетиями складывались последовательность, порядок, продолжительность, содержание дидактических шагов. Учитель легко мог овладевать всем этим.
Можно было бы продолжить список достоинств классно-урочной системы, и все же отметим один ее недостаток: в своей классической интерпретации она не способна обеспечить ребенку индивидуальную образовательную траекторию.
Сегодня мы с моими коллегами смеем утверждать, что комбинированная система школьной жизни способна эту задачу решить, сохраняя при этом все перечисленные достоинства классно-урочной системы.

Как же в нашей школе организуется образовательная жизнь детей?

Традиционно учебная информация излагается в школьных учебниках или самим учителем во время объяснения материала. Учебный предмет, таким образом, делится на отдельные мелкие отрывки знаний, которые объясняются учителем и заучиваются детьми по принципу от простого к сложному. После освоения ребенком группы фактов проводятся их обобщение и систематизация, выводятся закономерности, принципы, правила. Учебные курсы создаются по линейному принципу. Так что знания более высокого уровня теоретической обобщенности и сложности могут быть поняты, осознаны и осмыслены учеником лишь при условии безукоризненного усвоения предыдущего фактического материала. Но ведь именно этот принцип и является причиной неудач, которые сопровождают детей в обычной школьной жизни.
Понятно, что изучение предмета по отдельным содержательным мелким кусочкам от фактов к научным выводам требует от детей особо добросовестного отношения к учению. Но любой учитель заметит, что дети выучивают только те кусочки информации, о которых их могут спросить на данном уроке. Они немножко лукавят, чтобы облегчить свою жизнь, и не понимают, что именно такого рода лукавство мешает им осмысленно воспринять необходимую системную информацию.
Комбинированная система обучения, которая живет на практике в нашей школе, основывается на принципиально ином способе освоения учебной информации. Мы начинаем изучение любого предмета с предложения детям ведущих теоретически закономерностей, объясняющих конкретные явления, события, предметы. Выходит, что мы сразу значительно уменьшаем объем информации, которую обычно должны усвоить дети памятью. Таким образом высвобождается более 75 процентов урочного времени для детального изучения фактов и глубокой аналитической работы. По ходу дела ребята усваивают и способы, и приемы научного познания, и применение академических знаний на практике. Исчезает традиционное натаскивание учеников. Дети организованно и самостоятельно трудятся.
Технология комбинированной системы обучения проста, доступна каждому учителю. Сложным является лишь освоение принципов содержания обучения, ибо они должны быть фактически персональными. Разработчику такого содержания требуется безукоризненное знание своего предмета и смежных дисциплин, а также индивидуальных особенностей восприятия конкретного ребенка.

Как же все это происходит в классе?

Над каждым новым блоком учебной информации наши ребята осуществляют три основные процедуры. Вначале они внимательно разбирают учебный материал, стараясь освоить его понятийный аппарат. Затем каждый его анализирует и обобщает на максимально доступном персональном уровне. В конце работы все дети сдают тесты на соответствие знаний, умений и навыков предложенным государственным стандартам, а также на определение личных достижений в учении.
В целом ученики проходят семь этапов работы. На первом под непосредственным руководством учителя осваивают информацию, ее понятийную и теоретическую основу. На втором – тоже с помощью учителя или более компетентных одноклассников – отрабатывают методы, приемы, способы и образцы практического применения этой информации в академической практике. На третьем – работа переводится в индивидуальное русло. И ребенок выполняет программу урока по своему собственному выбору. На четвертом и пятом этапах учебный процесс постепенно переводится в персональное русло. А на шестом и седьмом – осуществляется контроль учебных достижений детей. Причем вначале определяется, освоил ли ребенок госстандарт, а затем проводятся замеры фактических достижений детей в соответствии с двенадцатибалльной системой оценивания, которая сейчас введена в школах Украины.

Урок межпредметного обобщения

Как увлечь тех, кого больше интересует история, литература, техника, что угодно, только не химия, и одновременно не оставить без внимания увлеченных ею? Дать любителям химии возможность углубляться в любимый предмет, а служителям иных муз расширять свои познания. Смысл состоит в использовании химии как инструмента познания предмета, которым интересуется ученик.
К примеру, те, кто в дальнейшем хочет стать химиком-лаборантом, получают задания: создайте коллектив будущих химиков-лаборантов и проведите анализ данных углеводородов; предложите несколько способов качественного определения воды и углекислого газа в продуктах сжигания этих веществ. Подберите нужное лабораторное оборудование, реактивы и принадлежности. Объясните, почему некоторые из анализируемых веществ горят коптящим пламенем.
Для тех, кто хочет стать математиком-программистом, задание иное. Создайте коллектив учеников, которые смогли бы: а) составить программу для определения числа и замеров в ряду веществ, общая форма которых такая-то; б) составить программу для построения графика зависимости температуры кипения этих веществ от молекулярной массы; в) составить алгоритм анализа состава химического электронного или пространственного строения молекул.
Тем, кто увлекается гуманитарными науками, предлагается создать коллектив будущих историков, учителей языка и литературы, переводчиков, журналистов, художников, библиотекарей и провести такую работу: подобрать литературу по проблемам строения молекул органических веществ, составить аннотацию к ним; написать рефераты о научных работах ученых – создателей теории органического строения веществ, выпустить стенную газету под названием “В мире изомерии”; представить рисунки по теме “Теория химического строения органических веществ”.
Увлекающиеся медициной и биологией познакомятся с медицинским кабинетом и составят перечень органических соединений, которые в нем имеются. Используя медицинский справочник, опишут, для чего они используются. Проведут в биологической лаборатории такой эксперимент: поместят под микроскоп кожицу лука, капнут на нее спирт. Будут наблюдать уплотнение цитоплазмы клеток и постепенное сморщивание кожицы. Постараются объяснить причины этого явления, используя данные электронного строения молекулы спирта.
С программой ребята знакомятся задолго до урока. Каждый выбирает себе то направление работы, которое ему нравится. Объединяются в группы, один из учеников становится руководителем. Группа выбирает из всей программы несколько вопросов. И к уроку межпредметного обобщения и систематизации знаний готовит проект по своему направлению, который на этом уроке защищает. Все остальные принимают участие в обсуждении и оценивании этого проекта.

Персональный талант ребенка

Как же все-таки можно достигнуть персонализации содержания образования детей? Речь идет об интеграции знаний, умений и навыков, приобретенных ребенком по тому или иному школьному предмету таким образом, чтобы они согласовывались с его ведущей врожденной способностью, с его персональным талантом. Не секрет, что любой академический опыт ребенка в конце концов замыкается на наиболее сильной положительной стороне его личности. То есть какой предмет ни изучал бы в школе, он в конце концов послужит для развития его музыкального дара.
Каждому педагогу известно, что у младших школьников в основной массе, а у старшеклассников в отдельных случаях доминирует прямое перцептивное познание над абстрактно-логическим. Однако школьные курсы традиционно устроены так, что их авторы будто и не ведают, что не все дети могут воспринимать знания с помощью логики. Даже в младшей школе, с легкой руки некоторых дидактов, усилены теоретические аспекты знаний. Это приводит к умалению роли чувственного восприятия детьми окружающего мира. Но ведь это приводит и к огромным потерям в развитии чувственно-эмоциональной сферы ребенка, и к формализации их духовной жизни. Персонализация содержания образования позволяет детям сделать выбор не только объема, глубины и сложности работы на уроке, но и способа восприятия материала, с помощью которого он эту работу выполняет.
В то же время и учитель понимает, что в классе находятся ученики с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми мотивационными установками на урок. Значит, преподавание строится так, чтобы сильные ученики не сдерживались в развитии, а слабые не торопились в ущерб усвоению основного материала.
Надо было немало лет наблюдать эту картину, чтобы выделить следующие условия дифференцированного подхода к обучению.
Первое. Обеспечить каждого ученика четкой программой действий на уроке. Тогда хорошо успевающие ученики смогут идти вперед самостоятельно.
Второе. Все содержание материала, изложенного учителем устно, должно быть продублировано письменно. Тот, кто потерял логическую нить устного изложения, может легко восстановить ее при чтении соответствующего текста.
Третье. Новый материал учитель объясняет столько раз, сколько это необходимо, чтобы основное в нем усвоил слабый ученик.
Четвертое. Научиться воспринимать душевные проблемы своих учеников как свои личные. Никогда нельзя ругать подопечных за невнимание на уроке, ибо это всего лишь их ответная реакция на плохо организованное преподавание.
Единство школы можно обеспечить лишь в том случае, когда у каждого ученика и педагога есть реальные возможности для развития природных задатков. Именно поэтому краеугольным принципом построения нашей школы стал принцип природосообразности. Мы заменили единообразное обучение гармоничным сочетанием дифференцированного и коллективного обучения. Школа должна быть живой, подвижной системой, а это значит, надо придать всем ее структурным компонентам способность саморегулироваться. Мы пытаемся создать такие условия, при которых ученикам невыгодно будет плохо учиться, а учителям – плохо работать. Понятно, что свободный выбор направлений обучения, а это означает и выбор учителей, может лишить недобросовестных педагогов работы. Но не только в этом кроется суть факторов, регулирующих стремление детей и учителей к наивысшим результатам. Поднимаясь вверх от репродуктивной программы до интересной творческой, ученик осознает пользу знаний и ощущает удовольствие от процесса познания. Учитель тоже заинтересован в творческом росте своих воспитанников, и тем самым он обеспечивает и свой профессиональный рост.

Дифференцированный подход

В средних и старших классах используется дифференцированный темп прохождения школьных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференцированные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определенный объем требований по воспроизведению основополагающего материала курса. Другая – по самостоятельному применению программных знаний. А третья– требует умения применять знания творчески.
В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдает учителю зачет по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить.
Принципиально отличается от общепринятой система обучения в 7–11 классах. Школьникам предлагается на выбор пять направлений обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, реальное, эстетическое. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает необходимый уровень образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ – создание благоприятных условий как для общего развития учеников, так и для удовлетворения интересов и развития их индивидуальных способностей. В течение первого полугодия в 7 классе ребята могут изменить направления обучения: окончательно выбрать путь. Можно изменить профиль и в последующих классах.

Дети продвигаются в усвоении знаний по программе каждый в своем темпе. Если учитель видит, что ребенок работает легко, то он предлагает ему менять темп движения. Это может происходить индивидуально или в специально организованной группе. Ученики начальных классов могут обучаться по одной из трех программ, а именно: то ли по той, которая рассчитана на усвоение курса начальной школы за три-три с половиной года, то ли по программе темпа четыре-четыре с половиной года, то ли предусматривающей получение начального образования за пять-пять с половиной лет. Ученикам предоставляется право переходить из одного класса в другой на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Индивидуальное обучение предполагает особенные учебники и учебные пособия. Наши педагоги разработали такие. Эта была непростая задача – написать учебник для одного-единственного ребенка, который обладает какими-то особенностями, не укладывающимися в общий контекст детского развития. Допустим, у ребенка неважная память. А ведь таких детей в школе немало. Учить его по обычным учебникам сложно. И он мучается, и учитель. Так почему бы не написать для него отдельный учебник, эксклюзивный вариант? Или, например, учебник для ребенка, который плохо видит. Когда он читает обычную книгу, зрение у него еще больше портится. А когда читает наш – восстанавливается, потому что большие буквы в нем потихоньку уменьшаются до самых мелких, потом снова увеличиваются, и дальше текст идет такими же волнами. Это эффективно тренирует мышцы глаз: когда вы смотрите на большие буквы – мышцы расслаблены. С уменьшением шрифта они напрягаются, потом снова расслабляются...
Как известно, основным видом естественной деятельности детей младшего школьного возраста выступает игра. В школе на каждую параллель классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, математике, краеведению, труду, эстетике, где можно и активно двигаться, и при необходимости выполнять учебную работу, сидя за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляются бригадой учителей, работающих в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем предметам, как обычно, одним учителем: каждому учителю предоставляется право выбрать любой вариант организации обучения.

Принцип природосообразности

Принцип природосообразности воплощается и в содержании образования начальной школы. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка младшего школьного возраста пробуждаются и развиваются в процессе его соприкосновения с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Вот почему мы связываем содержание учебных предметов с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой. В нашей школе идут занятия по гимнастике памяти, которые проводит опытный психолог. Кроме того, в течение урока тоже есть время на разминку памяти и логики.
Сообразно природе выстраивается и режим дня. В нем мы учли необходимую смену и чередование видов деятельности. Проведение уроков планируется во время пика умственной работоспособности. А именно между 8 и 10 часами утра и 15 и 16 часами дня. Остальное время – разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы, пребывание на воздухе.
Принцип природосообразности диктует необходимость условий для активного естественного движения детей. Как уже было сказано, в нашей школе уроки в основном проводятся в движении. Школьные коридоры заполняются легко убирающимися гимнастическими снарядами: качелями, шведскими стенками, турниками. Ежедневно все занимаются спортивной ритмической гимнастикой.
Для нашей школы типично, например, что 66 процентов младших школьников заканчивают начальную школу на год, а то и на два раньше срока. Около трети сегодняшних выпускников у нас завершили 11 класс на год быстрее остальных. Мы считаем это важным, потому что во многом такой подход обеспечивает конкурентоспособность наших старшеклассников.

Наша школа большая – более тысячи учеников. В самом общем виде ее можно представить как совокупность общеобразовательной школы, школы искусств, спортивной, дома культуры и базового предприятия. У нас есть собственное многопрофильное производство, ориентированное на выпуск сельскохозяйственной и промышленной продукции и бытовое обслуживание населения.

Если бы меня спросили, каковы главные принципы настоящей школы для ребенка, я бы назвал такие: природосообразность, комплексность и саморегуляция – вот эти три кита.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru