Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Наталья АФАНАСЬЕВА

Поколение старателей и шаманов

Из темы “быть молодым” наконец-то
исчезло зловещее “легко ли?”

Киножурнал “Поколение” был задуман несколько лет назад из педагогических соображений – дать возможность студентам-кинематографистам снять “настоящий” фильм. Молодых режиссеров (мастерская В.Лисаковича) распределили по региональным студиям кинохроники (перечислю все – оцените географию: Дальневосточная, Ростовская, Нижне-Волжская, Красноярская, Восточно-Казанская, Свердловская, Архангельская) и дали задание: снять свой фильм на тему “молодые о молодых”, чтобы потом из этого, как мозаика, сложилась общая картина “Поколение-2000”.

Объединенные темой, все десять частей альманаха “Поколение-2000” абсолютно самодостаточные произведения. Но тенденции прослеживаются, хотелось бы думать, принадлежащие новому неигровому кино вообще, потому что они, на мой взгляд, очень позитивные.
Во-первых, из темы “быть молодым” наконец исчезло зловещее “легко ли?”. Когда “сегодня” станет вчерашним днем, ему дадут характеристику скорее всего печальную. И поколение наше, возможно, назовут “потерянным”, “рассерженным” или еще как-нибудь. Но мы-то знаем, что времена не выбирают и главная задача “Поколения-2000”, как мне кажется, доказать, что оно, поколение это, старается и жить, и умирать (что, увы, тоже выпало на долю) в своем времени достойно.
Такой взгляд не имеет ничего общего с оптимизмом плохо информированного пессимиста, просто на мир можно смотреть с двух разных позиций: как на абсолютное зло или как на абсолютное добро – в любом случае он не обманет ожиданий.
“Поколение” – это хроника, запечатлевшая проблемы нашего времени, все поколенческие страхи: одиночество, неуверенность в завтрашнем дне, утрата идеалов и отчаянный поиск жизненных ориентиров. Но сделано это с невесть откуда у юности взявшейся мудростью, без надрыва, философски. Такой подход вообще большая редкость, а особенно у молодых дарований, часто склонных выдавать свои болезни роста за проблемы вселенского масштаба, возрастные борения – за нонконформизм.
В неигровом кино вопрос о том, что показывать и как показывать, не риторический в отличие от, скажем, игрового. Там клюквенный сок вместо крови. В документалистике, по природе своей основанной на реальных событиях и реальных судьбах, и форма, и содержание всегда замешены на этике. Для документалиста неумение предугадать, как его слово отзовется, так же опасно, как и нарочитая фальсификация: здесь должен действовать врачебный принцип – “не навреди!”.
Авторы “Поколения”, как мне кажется, правильно оценили степень ответственности, продиктованную летописным жанром, где важнее рассказать, а не высказаться. И показали понимание того, что зачастую не могут или не хотят осознать их старшие товарищи. Прямо, в лоб поставленные вопросы уже не способны вызывать у зрителей адекватную реакцию: есть темы, поднимать которые всуе нельзя, мало одного, пусть даже искреннего “не могу молчать!”; трагедия стала ежедневным фоном нашего существования – не трогает. Для того чтобы задеть, нужны не леденящие душу истории, а продуманные интонации и новые формальные решения.
Как пример – “Радость жизни” Алексея Сутормина – один из самых умных и нужных фильмов, поднимающих столь деликатную сегодня чеченскую тему. Я бы его в обязательном порядке показывала тем, кто принимает стратегические решения: они бы узнали, какое сделал открытие врач, проходящий службу в Чечне. Есть в жизни, оказывается, одна простая человеческая радость – остаться в живых. Эта фраза в устах молодого человека способна вызвать куда больше эмоций и размышлений, нежели все картины ужасов войны.
Истории “Поколения” рассказаны собеседнику, которому доверяют: его вкусу, чувству юмора и способности улавливать то, что произносить вслух – дурной тон. “Монолог Пьеро” (автор сценария и режиссер Мила Уголькова) – печальная и светлая история любви, которая “всегда живет на последнем этаже”. “Сергей и его мечта” (автор сценария и режиссер Иван Вялков): конечно, того, кто уверен, что молодежь нынче хочет только большой черный (белый) “мерседес”, не убедить, что герой этого фильма – лесничий Сергей отвечает искренне: “Мечта моя сейчас в Архангельске, сессию сдает”, а я думаю, что так оно и есть.
Провинциальная актриса, красавица и умница, мечтающая, конечно, о респектабельной квартире, но куда больше о роли Раневской (“Актриса”, Ксения Якшимбетова); юный философ из деревни Половинка (“Пух”, автор сценария и режиссер Алексей Песков) с его сермяжной правдой: “Не, в городе чо делать? Здесь буду и дерево сажать, и сына родить, и… чо там еще в пословице говорится?” (да под музыку модного композитора Павла Карманова); Дим Димыч – джеклондоновский старатель-золотоискатель (“Старатель”, Андрей Кияпица) и 17-летний смотритель маяка на самом краю света (“На краю света”, Юлия Харитонова) – это и есть герои нашего времени.
По мне, редкое обаяние фильмов, вошедших в альманах, в том, что здесь нормальные люди рассказывают про нормальных же людей с их простыми радостями и проблемами, которые можно представить как частные, а можно как общечеловеческие – в чем гораздо больше жизненной правды и реализма. Ведь как и в шаманском ремесле (по фильму “Портфолио Шамана” Марины Казанкиной), у кинематографа есть задача – “найти равновесие между ужасом быть человеком и чудом быть человеком”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru