Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Светлана КОЗИНА

Уроки точного взгляда

Порой мы даже не задумываемся, что для успешной интеграции слепого ребенка в общество огромное значение имеет имидж. Умение подобрать одежду
в тон, улыбаться, вести светскую беседу

Специализированный детский сад, спецшкола, спецПТУ... Вот только спецжизни, увы, не бывает. Выпускники всех этих “спец” выходят в большой мир, как правило, с профессией, не имеющей спроса на рынке труда, с абсолютным непониманием процессов, происходящих в обществе.
Одно из немногих учебных заведений, решивших проблему и интеграции, и адаптации, – учебно-воспитательный комплекс № 1844, старейшая российская школа, открывшая свои двери для слепых и слабовидящих детей еще в XIX столетии.
Летом ее воспитанники отправляются на базу отдыха. Но, как говорит директор школы-интерната Константин Георгиевич Кравцов, не столько для того, чтобы отдыхать, сколько для того, чтобы трудиться. Возможно, он прав. У души ведь отпусков не бывает. А в этой школе не только обучают, но и взращивают личности – с богатым духовным миром и четкими нравственными ориентирами, в которых нет места иждивенчеству, покорности судьбе и апатии.

– В свое время Московский комитет образования вложил большие средства в создание нашей базы отдыха, или, как ее еще называют, санаторно-лесной школы. Впрочем, государственная база отдыха с множеством прекрасных зданий не может быть чьей-то собственностью, даже школы-интерната. Там обучаются и оздоравливаются школьники из 30 специальных учебных заведений города. Этакая уникальная интеграционная ячейка, где дети с различными дефектами могут жить, учиться и отдыхать вместе.
Правда, обучение приходится вести раздельно. Ведь дети с умственной отсталостью, например, не могут обучаться вместе с детьми с сохранным, а тем более высоким интеллектом. Они просто не потянут и из-за своих неудач будут не развиваться, а деградировать. К сожалению, совершенно не интегрируются тотально глухие дети. У них свой язык, и они могут общаться только друг с другом. С точки зрения дефектологии это самый сложный дефект. Мы пробовали работать с глухими детьми из 101-го интерната, но они так ни с кем и не вступили в контакт, и их никто, кроме воспитателей, не понимал. С этой идеей пришлось пока расстаться.
Слабовидящие дети – совсем другие. Они катализаторы общения. Когда слабовидящий встречает тотально слепого или ребенка с другим глубоким дефектом, он говорит себе: “Разве я инвалид? Вот он – инвалид, и я должен ему помогать”. Эта помощь прямо от сердца маленького человека, который сам много страдает. И она мудра и бесценна.
Есть такая бельгийская программа “Ключи жизни”, когда дети разных видов инвалидности достигают единой цели. Именно эту программу мы пытаемся сейчас освоить. Где не соревнование, не личностные достижения поставлены во главу угла, а общий результат. Тут проявляется талант каждого ребенка. Родители часто удивляются: надо же, а в нашей школе он совсем не пел. Не пел, потому что знал: есть другие, умеющие это делать лучше. А здесь лучше его никто не поет.
Методика работы интерната универсальна и подходит для любого глубокого дефекта. Ее мы перенесли и в санаторий. Даже трудовое обучение, которое позволяет не только провести коррекцию, но и денег немного заработать.
Профессии, которые ребята осваивают, не требуют диплома, но овладевшие ими не останутся в одиночестве и всегда смогут себя прокормить: ручное и машинное вязание, настройка музыкальных инструментов, компьютерная грамотность. Наши незрячие дети владеют компьютером. Такая же база, как в школе, создана и в санатории, чтобы они могли практиковаться и там.
А макраме? Универсальная арттерапия! У нас были случаи, когда у психически больных детей, освоивших в санатории макраме, совершенно прекращались рецидивы. Это ведь такой вид деятельности, который подходит и малышу, и старшекласснику. У слепого развивается мелкая моторика, у зрячего – художественный вкус и пространственное мышление. Для психически неустойчивого – лучший способ поладить со своим внутренним миром. Фантастическая как индивидуальная, так и коллективная деятельность.
К сожалению, у чисто мужских профессий – слесарей-столяров – сейчас особых перспектив нет. Людей заменили машины. А вот настройщик инструментов – сегодня дефицитная, хорошо оплачиваемая профессия, поэтому мы своих детей и учим этому. Конечно, только тех, кто занимается музыкой, но их у нас много.
У нас вообще очень много талантливых детей. В этом году интернат окончили 15 ребят. Большинство будут поступать в МГУ на мехмат. У них по всем предметам одни пятерки. Уникальные дети. Свободно владеют английским. Многие побывали в Америке, мы их туда по очереди отправляли на стажировку каждый год.
Недавно стали брать в свой лагерь детей-сирот. Находясь среди сверстников с гораздо большими, чем у него, проблемами, сирота получает совершенно другие возможности для осознания себя в обществе. На мой взгляд, с сиротами перегибают палку. Нельзя о таком ребенке заботиться так, чтобы он, не ведая о своих обязанностях, знал лишь свои права, а потом шантажировал общество, вместо того чтобы найти свое место в нем и вести достойную жизнь.
Наверное, вас удивляет, что я все о труде да об учебе говорю, а не об отдыхе. Но для детей с глубокими дефектами любая деятельность – учебная. Для них даже ориентация в пространстве – учебный процесс. Поэтому говорить об их отдыхе есть смысл, когда тщательно продумана смена видов деятельности. В нашем санатории много внимания уделяется тренировкам навыков общения. Инвалид, особенно слепой, пока у нас в стране не закреплено законодательно создание для них специальных рабочих мест, вынужден как-то сам приспосабливаться к миру. Вот мы и научим его этому. Меня часто спрашивают: почему на ваших компьютерах нет специальной рельефной клавиатуры? Да потому, что там, где нашему выпускнику придется работать или учиться дальше, ее не будет. Конечно, у нас есть и речевые синтезаторы для любых текстовых вариантов, для работы в Интернете. Но мы сознательно приучаем ребят работать на обычной клавиатуре.
И другой момент, о котором у нас мало говорят и, главное, мало думают: обратная интеграция. То есть интеграция здоровых детей в среду инвалидов. У нас вместе с ребятами-инвалидами обучаются и отдыхают совершенно здоровые дети наших сотрудников. Вырастают люди, с детства не боящиеся дефекта, привыкшие понимать инвалида, сотрудничать с ним, общаться на равных без чувства ложного превосходства. Что, во-первых, внутренне обогащает самих здоровых детей, а во-вторых, позволяет им передавать своим слепым сверстникам информацию об окружающем мире на том уровне, который взрослому человеку совершенно недоступен. Выигрывают все.
Единственный больной вопрос – оплата труда сотрудников. Денег, на которые можно достойно жить, у нас не заработать. В школе – в основном учителя предпенсионного возраста. Молодежь не задерживается. Возвращаются в школу после окончания вузов лишь наши бывшие выпускники. Но я не должен набирать в штат только слепых учителей, это неправильно по отношению к детям. Слепой преподаватель не все может. Хотя, конечно, есть очень успешные педагоги. Вот Володя, например...
...Симпатичный молодой учитель математики, который встретил меня на пороге школы, слепой? Не могу в это поверить, ведь Володя с таким вниманием оглядел меня с ног до головы. И держался так уверенно, будто прекрасно видел, где я, где дверь.
– Это и называется интеграция в общество, – улыбается Кравцов. – Для успешной интеграции, как ни странно, чуть ли не самое большое значение имеет имидж. Особенно для слепого. Мы учим выбирать одежду в тон, вести светскую беседу, улыбаться. Мимика, поворот лица к собеседнику, поза во время разговора очень существенные моменты, которые слепые дети должны усвоить, чтобы обеспечить себе нормальный уровень общения, не оттолкнуть от себя. Мы даем им шанс выжить в этом жестоком мире.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru