Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Валентина ГУСЕВА
с. Кладово Ярославской обл.

Романтические этюды

И прелесть, и трагизм нашей профессии: напридумываешь кучу всего, глядь – а на самом деле ты на необитаемом острове, в плену собственных иллюзий. Хорошо, если знаешь, как оттуда выбраться.

Славик

Нет-нет да и приходят на память дети, в отношениях с которыми ты явно проиграл, о которых подспудно думаешь: не встречаться бы никогда...
Был у меня лет двадцать назад в классе такой мальчик. Из сложной семьи: мама – неврастеничка, а папа появлялся только от отсидки до отсидки. Нам как-то удавалось ладить, хотя расслабляться мальчик мне не давал. Вот почему, как только он окончил школу, я постаралась о нем забыть, хорошо осознавая, что это неправильно и даже антипедагогично. Но поделать с собой ничего не могла.

Прошло много лет. И вот как-то возвращаюсь из школы, в магазин хотела зайти, но посчитала мысленно финансовые возможности да и махнула рукой – перебьемся.
Тут рассеянно замечаю, что у дверей магазина сидит на корточках молодой мужчина. Улыбается.
– Вы меня помните?
– Помню, Слава.
– А какой день сегодня, помните?
– ???
– Восемнадцатое мая!
– Да. А что такое?
– А у меня сегодня день рождения. Забыли?
– Прости, Слава, старею. Поздравляю! – И все такое прочее...
Возвращаюсь домой, совсем пунцовая от стыда. Вот ведь он, листочек, написанный тогда его корявым почерком, вот письма из армии, фотографии... Как же я могла забыть? Ведь старость тут явно ни при чем. Хотела забыть – и забыла. А дети, оказывается, не хотят, чтобы мы их забывали.

Случай этот, может быть, и стерся бы. Скорее всего так бы и случилось. И писать бы о нем не стоило – эка невидаль. Учителя еще возмутятся: мы тысячи учеников за свою жизнь выпускаем, неужели всех помнить должны?
Я честно признаюсь, что не знаю ответа на этот вопрос. А случай этот не забывается, потому что недавно произошел еще один.

Виталик

Спешу на урок. Разработала грандиозный план, аж руки чешутся. В такой эйфории где уж каждому в глаза посмотреть!
Идет урок, катится, вроде бы и неплохо все. Только чувствую – пресность какая-то. Отчего бы? А привычка-то уже есть – и сладкое, и горькое в ребячьих глазах искать.
Пробежалась взглядом по классу. Ага, Виталик. Чувствую, что все страсти-мордасти вокруг него.
– Что с тобой (руку на лоб по обыкновению)? Заболел? Плохо тебе?
– Плохо. Нет, хорошо. У меня сегодня день рождения.
Чудное мгновенье, скажу я вам, – чуть мел из руки не выпал.
Выручила учительская привычка (еще одна, не менее важная) – вовремя сгруппироваться. В голове мелькнуло: сумею ли быть убедительной?
– Ой, Виталька, я тебя поздравляю! А вот и подарок мой тебе.
Сама на ходу выхватываю из сумки купленную накануне ручку с четырехцветной пастой (тетради проверять).
А он “подарок”-то мой с парты не берет.
Я еще что-то сострила (наверняка неуместное) и продолжила урок. А когда вернулась на следующий, то увидела, что ручка лежит на моем столе, а над ней записка примерно такого содержания: “Вам она нужнее. Это не подарок”.
С тех пор я на уроках в этом классе куда глаза деть не знаю.
Не надо, наверное, было никакого подарка, ведь искренние слова – они порой дороже стоят. Или надо? Я запуталась. Думаю и переживаю. Себя, взрослого человека, на место ребенка ставлю и понимаю: Виталька прав, что на меня обиделся. Но как с ним поговорить, не знаю. О чем? Вроде бы ничего и не произошло...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru