Валентина ГУСЕВА
с. Кладово Ярославской обл.
Романтические этюды
И прелесть, и трагизм нашей профессии:
напридумываешь кучу всего, глядь – а на самом
деле ты на необитаемом острове, в плену
собственных иллюзий. Хорошо, если знаешь, как
оттуда выбраться.
Славик
Нет-нет да и приходят на память дети, в отношениях
с которыми ты явно проиграл, о которых подспудно
думаешь: не встречаться бы никогда...
Был у меня лет двадцать назад в классе такой
мальчик. Из сложной семьи: мама – неврастеничка,
а папа появлялся только от отсидки до отсидки.
Нам как-то удавалось ладить, хотя расслабляться
мальчик мне не давал. Вот почему, как только он
окончил школу, я постаралась о нем забыть, хорошо
осознавая, что это неправильно и даже
антипедагогично. Но поделать с собой ничего не
могла.
Прошло много лет. И вот как-то возвращаюсь из
школы, в магазин хотела зайти, но посчитала
мысленно финансовые возможности да и махнула
рукой – перебьемся.
Тут рассеянно замечаю, что у дверей магазина
сидит на корточках молодой мужчина. Улыбается.
– Вы меня помните?
– Помню, Слава.
– А какой день сегодня, помните?
– ???
– Восемнадцатое мая!
– Да. А что такое?
– А у меня сегодня день рождения. Забыли?
– Прости, Слава, старею. Поздравляю! – И все такое
прочее...
Возвращаюсь домой, совсем пунцовая от стыда. Вот
ведь он, листочек, написанный тогда его корявым
почерком, вот письма из армии, фотографии... Как же
я могла забыть? Ведь старость тут явно ни при чем.
Хотела забыть – и забыла. А дети, оказывается, не
хотят, чтобы мы их забывали.
Случай этот, может быть, и стерся бы. Скорее всего
так бы и случилось. И писать бы о нем не стоило –
эка невидаль. Учителя еще возмутятся: мы тысячи
учеников за свою жизнь выпускаем, неужели всех
помнить должны?
Я честно признаюсь, что не знаю ответа на этот
вопрос. А случай этот не забывается, потому что
недавно произошел еще один.
Виталик
Спешу на урок. Разработала грандиозный план, аж
руки чешутся. В такой эйфории где уж каждому в
глаза посмотреть!
Идет урок, катится, вроде бы и неплохо все. Только
чувствую – пресность какая-то. Отчего бы? А
привычка-то уже есть – и сладкое, и горькое в
ребячьих глазах искать.
Пробежалась взглядом по классу. Ага, Виталик.
Чувствую, что все страсти-мордасти вокруг него.
– Что с тобой (руку на лоб по обыкновению)?
Заболел? Плохо тебе?
– Плохо. Нет, хорошо. У меня сегодня день
рождения.
Чудное мгновенье, скажу я вам, – чуть мел из руки
не выпал.
Выручила учительская привычка (еще одна, не менее
важная) – вовремя сгруппироваться. В голове
мелькнуло: сумею ли быть убедительной?
– Ой, Виталька, я тебя поздравляю! А вот и подарок
мой тебе.
Сама на ходу выхватываю из сумки купленную
накануне ручку с четырехцветной пастой (тетради
проверять).
А он “подарок”-то мой с парты не берет.
Я еще что-то сострила (наверняка неуместное) и
продолжила урок. А когда вернулась на следующий,
то увидела, что ручка лежит на моем столе, а над
ней записка примерно такого содержания: “Вам она
нужнее. Это не подарок”.
С тех пор я на уроках в этом классе куда глаза
деть не знаю.
Не надо, наверное, было никакого подарка, ведь
искренние слова – они порой дороже стоят. Или
надо? Я запуталась. Думаю и переживаю. Себя,
взрослого человека, на место ребенка ставлю и
понимаю: Виталька прав, что на меня обиделся. Но
как с ним поговорить, не знаю. О чем? Вроде бы
ничего и не произошло...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|