Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мария СТАРОСТЕНКОВА

Три месяца без уроков

И три способа сделать их увлекательным дополнением к учебному году

Не секрет, что у людей, связанных со школой, год длится не с сентября по май. И мы ждем летних месяцев как манну небесную, чтобы хоть как-то отдохнуть, перевести дух, набраться сил перед следующим рывком и хотя бы на время забыть о двойках и пятерках, квадратных уравнениях и безударных гласных, детских проблемах и своих неудачах.
Казалось бы, осталось только, сжав зубы и закрыв глаза, пережить июнь, экзамены, выпускной вечер, последние педсоветы – и долгожданная свобода! Но нет! Тут наступает самый парадоксальный момент работы школьного учителя.
Вместо того чтобы спокойно отдыхать или сидеть на дачных грядках, учителя идут в походы, едут в экспедиции, организуют летние лагеря, плывут, карабкаются, лежат на пляже, сплавляются по горным рекам.

Экскурсии – привычная форма, не требующая никаких особенных умственных затрат, нужны скорее материальные и физические силы: за 3–5 дней надо успеть посмотреть очень много (умилительны рекламные объявления: «Семь стран – за пять дней!!!). Ну, в общем, экскурсии – это приехал, прошел, пробежал по спланированному кем-то маршруту, услышал набор сведений, которые как бы должны быть известны всем, пофотографировался у памятных мест и благополучно забыл о посещении достопримечательностей (может, только сувениры напомнят). И мы так же ездили и так же смотрели. Но несколько лет назад поняли, что самое главное не столько посмотреть как можно больше, сколько найти способы, научиться смотреть по-настоящему, осознанно. Например, с группой восьмиклассников мы ездили в этом году в Петербург уже пятый раз, но не в том причина, что Питер стал уже совершенно родным городом для наших ребят, а в том, что он пройден ими, что маршруты составлены, а достопримечательности описаны практически самостоятельно. Конечно, мы не отказываемся от услуг профессиональных экскурсоводов, но за такое долгое время уже сложились отношения с конкретными людьми, любящими свой город, умеющими и желающими его показать (вообще-то мы всегда стараемся в любые места ездить к конкретным людям, которые отнесутся к нам с вниманием и захотят помочь, а не будут исполнять свои обязанности формально). А потом дети, уже узнав многое, задают вопросы по существу, заинтересованно. К слову сказать, при подведении итогов поездки ребята отмечали, что самым неприятным впечатлением были экскурсоводы, не имеющие позиции, и экскурсии без возможности задавать вопросы. А самыми интересными были простые люди, готовые рассказывать о своем городе сколько угодно и когда угодно, в любых местах; ребят потрясло, как много эти люди, не занимаясь специально историей, знают о своей родине. После нынешней, последней, поездки в Питер мы провели конференцию: сравнили способы построения городов, особенности их улиц и архитектурных сооружений, стратегическое положение и историческое значение.
Мне кажется, что немаловажным фактом в экспедиции является обязательное подведение итогов, некая рефлексия – и не только образовательная (что узнали нового, какие имена, что запомнили, открыли для себя и т.д.), а и личностная (что поняли про себя и окружающих людей, какие трудности и препятствия были непереносимыми, какие способы работы оказались предпочтительнее).
Что может стать результатом таких поездок? Подготовка к следующему этапу работы (прошлогодняя поездка в Новгород, например, подвела некоторые итоги нашей работы со средневековьем, подтвердила и опровергла казавшиеся непреложными истины, например, что средневековье – мрачное время, а Русь – отсталое государство; а экспедиция в Кронштадт, Шлиссельбург, Выборг и очередной раз в Петербург подготовила к работе с эпохами Возрождения и Просвещения, с которыми мы работали в этом году).
Еще одним результатом таких поездок могут стать творческие работы. Например, в этом году был сделан путеводитель по Смоленску с описанием истории города, занимательных маршрутов и самых замечательных памятников истории, а также способов работы, с помощью которых можно получить от экспедиции максимальный эффект. Или еще одна работа, в которой ребята пытались анализировать способы строительства городов в зависимости от их географического и геологического положения. Несомненно, что ими был обобщен некоторый опыт работы и знания, полученные в экспедициях.
Очень важным результатом экспедиций мы считаем и личностный рост ребят. Так как в отличие от обычных экскурсий в экспедициях ребята занимают активную исследовательскую позицию, работают по группам, то и прислушиваются к себе, и приглядываются к другим более пристально.
Я понял (а) про себя, что:
– могу исправлять свои недостатки;
– могу научиться ориентироваться в чужом, незнакомом месте, что раньше казалось немыслимым;
– ненавижу толпу;
– всего не узнаешь, нет в мире совершенства;
– могу многое запомнить, даже не записывая;
– очень трудно слушать экскурсии, предпочитаю смотреть сам;
– очень люблю Москву и свой дом;
– есть ребята, с которыми совершенно невозможно поссориться;
– некоторые открылись с той стороны, с которой их никогда не знали, хотя учимся вместе с 1 класса.
Естественно, такие образовательные поездки можно проводить куда угодно. В этом году шестиклассники уже в четвертый раз едут в археологическую экспедицию в Крым, в Херсонес, а группа биологов и географов из разных классов – на Белое море изучать птиц и рыб. Мы уже ездили в биологические экспедиции в Кострому и Звенигород, которые для изучения ботаники, зоологии дали неизмеримо больше, чем годичное штудирование учебника, потому что позволили наблюдать своими глазами живую природу, пощупать своими руками, понюхать – почувствовать то, что довольно трудно изучать по картинкам, умозрительно. А в прошлом году ездили в этнографическую экспедицию, после которой начали заниматься своими родословными, почувствовав к этому живой интерес.
Таким образом, поездки, экскурсии, экспедиции, походы становятся продолжением учебного года, но самое главное, что здесь никто никого ни к чему не принуждает, и образование получается самостоятельным, держится на живом интересе и собственном желании участников поездки. Конечно, экспедиции требуют большего напряжения и большей подготовки взрослых, чем обычные экскурсионные поездки, где основной груз ложится на плечи экскурсоводов, а педагоги следят только за дисциплиной. В экспедициях вопрос дисциплины стоит совершенно иначе.
И еще об одном традиционном летнем виде отдыха мне хотелось бы рассказать. Это лагерь. Раньше – труда и отдыха, а сейчас, когда в труде школьников никто не нуждается, просто лагерь отдыха. В наш школьный лагерь едут ребята с 6-го по 11 класс, а педагогами становятся молодые школьные учителя и выпускники, которые дни летних каникул и отпусков предпочитают провести в своей бывшей школьной компании, но в несколько ином качестве. Надо сказать, что последние 5–6 лет основой педагогического состава школьных зимних и летних лагерей стали именно выпускники школы.
Конечно, структура и задачи лагеря принципиально отличаются от поездок и походов. Все ребята распределяются по бригадам (причем разновозрастным, что очень важно). В бригаде обязательно должны быть и старые лагерники, знающие про жизнь в лагере все, и примерно одинаковое количество мальчиков и девочек, и лидеры, которые в первое время возьмут на себя первоначальную организацию бригады, сделают все возможное, чтобы новички без проблем влились в общую жизнь.
Каждая бригада планирует те дела, за которые она готова взяться и провести для всего лагеря (очень важно, что никогда не бывает так, что одни делают, а другие являются лишь зрителями; участвуют все, только бригада-организатор берет на себя общую часть).
Уже традиционными делами стали в лагерях цирк и концерт для местного населения, большие общие праздники, например, день Ивана Купалы, спектакли и представления на открытии и закрытии лагеря, футбольные встречи. Дела эти очень важны: в бригаде 10–12 человек, от каждого зависит успех предприятия, нужны оформители и гримеры, изобретатели и актеры. Иногда это все объединяется в одних лицах (что важно – не в учительских). Но самое главное, что если человек по каким-то причинам не хочет принимать участие сегодня ни в чем (устал, плохо себя чувствует, плохое настроение), то его никто заставлять не будет, надо только предупредить бригадира и не подставлять никого.
Руководят лагерем не только начальник и педсостав, но и совет бригадиров, который меняется, переизбирается раз в 1–2 дня, а самый главный человек – дежурный командир, выбираемый общим сбором тоже на 1–2 дня. Дежурный командир отвечает за все: подъем и отбой, режим дня, порядок, дежурство, вечерние общие дела, развлечения и работу (если есть) – словом, всю лагерную жизнь. Естественно, что командирами выбираются самые авторитетные ребята.
Задача лагеря – отдохнуть, но не устать от отдыха и с ужасом вспоминать о том, как «оторвались», а сделать все, чтобы воспоминаний о лагере хватило до следующего лета, а то и на несколько лет, чтобы никому не было плохо, грустно, одиноко, особенно тем, кто поехал в первый раз.
Все конфликты (а их, естественно, избежать не удается, когда в течение трех недель сто человек находятся постоянно вместе) решаются общим сбором или советом бригадиров и практически всегда мирным путем. Дело в том, что во всех поездках, походах и лагерях всегда действуют школьные законы, которые записаны в конституции школы, все о них знают и стараются подчиняться.
Каждый вечер заканчивается «огоньками», на которых все собираются на своих бригадных местах, зажигают костер или свечки и обсуждают день или играют во что-нибудь, поют песни или готовятся к следующим делам.
У нас нет постоянной летней базы, поэтому каждый раз приходится договариваться заново. За 15 лет школьных лагерей мы побывали в Егорьевском районе и на Оке, в Солнечногорске и Минеральных Водах, в Крыму и на Валдае.
Непременной частью лагеря является атрибутика: майки с ежегодно меняющимся логотипом, изготовленные самими ребятами, кепки для бригадиров, часы для дежурного командира, лагерный флаг, тоже меняющийся каждый год. Казалось бы, это мелочи. Но мелочи создают атмосферу, структурируют жизнь, не дают забыть, что мы сюда приехали все вместе и зависим друг от друга.
Условия жизни (и бытовые, и погодные) во всех лагерях всегда разные: где-то была работа, а где-то ее даже и не обещали, где-то было 50 человек, а где-то более 100, где-то вся смена проходила спокойно, а где-то скандалы не прекращались ни на день. Но, несмотря на все это, ни один лагерь не прошел бесследно.
Итак, вот оно, лето. Что будем делать? В первый же день отпуска забудем о школе и детях или поедем с ними в поездки и экспедиции? Поплывем на белоснежном теплоходе в круиз по Средиземному морю или на байдарках по озерам? Останемся на своих дачных грядках или отправимся в лагерь? Наверное, эти три месяца – единственные в учительском и школьном году, когда мы можем выбирать, что нам делать и куда девать свободное время. И никто за этот выбор нас не осудит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru