Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вера РЯШИНА,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Института педагогических инноваций РАО

Чудесные мгновения,
которые увеличивают наши силы и способности

Но как открыть их в повседневной жизни?
Для этого можно, например, использовать приемы психодрамы

И умом, и сердцем

Психодрама предлагает относиться к человеку как к целостному существу.
Что из этого следует?
Когда с нами происходит что-то действительно значимое, нам важно не просто как-то формально или интеллектуально участвовать в этом, а включаться, что называется, всеми фибрами души.
Психодрама строится на проживании и осмыслении жизненных ситуаций, любых: моего прошлого, настоящего, будущего, мыслей, чувств, желаний.
Проигрывая эти состояния, человек может освободиться от негативных чувств, которые у него накопились. Более того, когда человек всем своим существом проживает актуальную ситуацию, он начинает видеть ее в новом свете. Этот опыт важен, чтобы быть спонтанным, креативным, готовым в любой момент действовать не стереотипно, по-новому. Если человек неспонтанен, он зажат, скован и не способен использовать свои возможности в полной мере.

На месте Пети

Психодрама хороша тем, что она универсальна, позволяет работать практически с любыми человеческими проблемами. И что немаловажно, любой учитель может этим воспользоваться при условии, конечно, его профессиональной компетентности, в частности, умения понять состояние ребенка, установить контакт с ним.
На уроках психологии я старалась создать для детей пространство, где они могли свободно говорить о себе, о своих проблемах, увлечениях. Я объясняла, что мне интересно и важно с этим работать, как бы приглашая детей вместе обсуждать все, что их волнует.
Как-то в 6 класс в середине учебного года пришел новый мальчик, сын учительницы. И с самого начала в классе установилось к нему негативное отношение: “А он вредный, ябедничать будет”. Ребята не приняли новенького не только потому, что он сын учительницы, а скорее за его некоторую заносчивость, нежелание подчиняться их правилам, за особое положение, которое этот мальчик хотел занимать. Одноклассники начали его травить: преследовать, обзывать.
И вот перед очередным моим уроком этот конфликт обострился максимально: ребята гонялись за новеньким по школе, и он спрятался под лестницу.
Мы сидим в классе, а он – там. И я говорю: ребята, ситуация такая, что мы не можем заниматься. Я обеспокоена тем, что происходит сейчас с Петей. Давайте обсудим это в кругу.
И ставлю в круг пустой стул, на котором мог бы сидеть сейчас Петя. “Пусть каждый попробует посидеть на этом стуле и почувствует, каково сейчас ему”. Сначала сажусь на стул сама: “Я – Петя. Мне совсем тяжело, я новый парень в этой школе. Хотел бы найти себе здесь друзей, я побывал во многих интересных местах, мне есть что рассказать, но мне не хочется под вас подстраиваться. И мне тоскливо, одиноко, я маленький, неуверенный в себе, хочу, чтобы меня приняли, но не знаю, как это сделать”.
После моего монолога ребята поочередно стали садиться на этот стул.
Кто-то сразу съеживался: “Знаете, здесь так неудобно сидеть, давайте я пересяду на свое место”. Кто-то реагировал еще сильнее: “Ой, мне тут так плохо!” А у кого-то появлялась агрессия: “А я злюсь на вас, я бы вообще вас всех побил”.
И как только ребята прочувствовали состояние Пети, они тут же изменили свое отношение к нему: “Пошли позовем Петю, извинимся”. И все дружно поднялись и толпой пошли к лестнице, под которой их встретил растерянный и удивленный Петя.
После такой работы они договорились о новых правилах взаимоотношений, и конфликт разрешился.
Вообще отношения с одноклассниками едва ли не главная проблема для подростка. Если здесь все складывается, тогда и интерес к учебе будет больше.

Всем, у кого сережки в ушах

Как учитель может помочь ребенку строить отношения с другими детьми, утверждать свою позицию в классе, быть полноправным членом детского сообщества?
Один из типичных приемов гештальт-терапии: рассаживание по кругу. Круг – это символ защищенности и равноправия: мы все в одинаковой позиции, мы все друг к другу лицом повернуты и составляем какое-то целое. Энергия концентрируется между нами.
Далее я предлагаю детям написать на специальной карточке не только свое имя, но и какое-то прозвище, которым они сами хотят себя называть. Пусть ребята посмотрят друг на друга, поудивляются, увидят что-то общее и особенное в этих прозвищах.
Часто я начинаю занятие с упражнения, в котором в кругу находится на один стул меньше, чем участников. Водящий говорит: поменяйтесь местами все, у кого... И называет какой-нибудь признак. Скажем, у кого шнурки на ботинках. Признаки можно называть либо те, которые есть у всех, либо те, которые есть только у кого-то, либо те, которые есть у одного человека. И тогда один человек встает и меняется местами с водящим. Обычно сначала называются формальные признаки (сережки в ушах, очки...), а потом вспоминаются конкретные интересы (кто любит играть на гитаре, кому нравятся определенные группы, кто летает во сне). И может выясниться, что ребенок думал: “Я тут один такой летающий, а, оказывается, есть еще двое. Надо будет подойти поговорить”. Так могут родиться новые симпатии и даже новые интересы. А то ведь иногда проучишься в классе до выпускного звонка, а разговора откровенного с кем-то за 6 лет так и не случится.

Побудем немного солнцем, капелью и старым домом

С точки зрения гештальт-психологии человеку важно научиться живому и свежему восприятию каждого момента жизни. Для того чтобы практиковаться, может подойти любая тема, предположим, сегодня такой-то день, начало апреля. Какие ассоциации возникают с эти днем? Как правило, говорят: солнце, тепло, капель, романтическое настроение... И тогда можно предложить ребятам придумать и разыграть сценку на эти темы: один будет капелью, другой – тающим снегом, третий – старым домом...
Что это дает? Возможность ощутить уникальность ситуации, неповторимость этого солнечного весеннего дня, который собрал нас всех вместе.
А ведь часто люди проходят по жизни, можно сказать, формально. Вспомните рассказ о Маленьком принце: важный взрослый пишет какие-то свои бумаги, и ему совсем не интересен мальчик, который спрашивает: зачем ты живешь и что значит любить?.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru