Вера РЯШИНА,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Института педагогических инноваций РАО
Чудесные мгновения,
которые увеличивают наши силы и способности
Но как открыть их в повседневной жизни?
Для этого можно, например, использовать приемы
психодрамы
И умом, и сердцем
Психодрама предлагает относиться к
человеку как к целостному существу.
Что из этого следует?
Когда с нами происходит что-то действительно
значимое, нам важно не просто как-то формально
или интеллектуально участвовать в этом, а
включаться, что называется, всеми фибрами души.
Психодрама строится на проживании и осмыслении
жизненных ситуаций, любых: моего прошлого,
настоящего, будущего, мыслей, чувств, желаний.
Проигрывая эти состояния, человек может
освободиться от негативных чувств, которые у
него накопились. Более того, когда человек всем
своим существом проживает актуальную ситуацию,
он начинает видеть ее в новом свете. Этот опыт
важен, чтобы быть спонтанным, креативным, готовым
в любой момент действовать не стереотипно,
по-новому. Если человек неспонтанен, он зажат,
скован и не способен использовать свои
возможности в полной мере.
На месте Пети
Психодрама хороша тем, что она
универсальна, позволяет работать практически с
любыми человеческими проблемами. И что
немаловажно, любой учитель может этим
воспользоваться при условии, конечно, его
профессиональной компетентности, в частности,
умения понять состояние ребенка, установить
контакт с ним.
На уроках психологии я старалась создать для
детей пространство, где они могли свободно
говорить о себе, о своих проблемах, увлечениях. Я
объясняла, что мне интересно и важно с этим
работать, как бы приглашая детей вместе
обсуждать все, что их волнует.
Как-то в 6 класс в середине учебного года пришел
новый мальчик, сын учительницы. И с самого начала
в классе установилось к нему негативное
отношение: “А он вредный, ябедничать будет”.
Ребята не приняли новенького не только потому,
что он сын учительницы, а скорее за его некоторую
заносчивость, нежелание подчиняться их правилам,
за особое положение, которое этот мальчик хотел
занимать. Одноклассники начали его травить:
преследовать, обзывать.
И вот перед очередным моим уроком этот конфликт
обострился максимально: ребята гонялись за
новеньким по школе, и он спрятался под лестницу.
Мы сидим в классе, а он – там. И я говорю: ребята,
ситуация такая, что мы не можем заниматься. Я
обеспокоена тем, что происходит сейчас с Петей.
Давайте обсудим это в кругу.
И ставлю в круг пустой стул, на котором мог бы
сидеть сейчас Петя. “Пусть каждый попробует
посидеть на этом стуле и почувствует, каково
сейчас ему”. Сначала сажусь на стул сама: “Я –
Петя. Мне совсем тяжело, я новый парень в этой
школе. Хотел бы найти себе здесь друзей, я побывал
во многих интересных местах, мне есть что
рассказать, но мне не хочется под вас
подстраиваться. И мне тоскливо, одиноко, я
маленький, неуверенный в себе, хочу, чтобы меня
приняли, но не знаю, как это сделать”.
После моего монолога ребята поочередно стали
садиться на этот стул.
Кто-то сразу съеживался: “Знаете, здесь так
неудобно сидеть, давайте я пересяду на свое
место”. Кто-то реагировал еще сильнее: “Ой, мне
тут так плохо!” А у кого-то появлялась агрессия:
“А я злюсь на вас, я бы вообще вас всех побил”.
И как только ребята прочувствовали состояние
Пети, они тут же изменили свое отношение к нему:
“Пошли позовем Петю, извинимся”. И все дружно
поднялись и толпой пошли к лестнице, под которой
их встретил растерянный и удивленный Петя.
После такой работы они договорились о новых
правилах взаимоотношений, и конфликт разрешился.
Вообще отношения с одноклассниками едва ли не
главная проблема для подростка. Если здесь все
складывается, тогда и интерес к учебе будет
больше.
Всем, у кого сережки в ушах
Как учитель может помочь ребенку
строить отношения с другими детьми, утверждать
свою позицию в классе, быть полноправным членом
детского сообщества?
Один из типичных приемов гештальт-терапии:
рассаживание по кругу. Круг – это символ
защищенности и равноправия: мы все в одинаковой
позиции, мы все друг к другу лицом повернуты и
составляем какое-то целое. Энергия
концентрируется между нами.
Далее я предлагаю детям написать на специальной
карточке не только свое имя, но и какое-то
прозвище, которым они сами хотят себя называть.
Пусть ребята посмотрят друг на друга,
поудивляются, увидят что-то общее и особенное в
этих прозвищах.
Часто я начинаю занятие с упражнения, в котором в
кругу находится на один стул меньше, чем
участников. Водящий говорит: поменяйтесь местами
все, у кого... И называет какой-нибудь признак.
Скажем, у кого шнурки на ботинках. Признаки можно
называть либо те, которые есть у всех, либо те,
которые есть только у кого-то, либо те, которые
есть у одного человека. И тогда один человек
встает и меняется местами с водящим. Обычно
сначала называются формальные признаки (сережки
в ушах, очки...), а потом вспоминаются конкретные
интересы (кто любит играть на гитаре, кому
нравятся определенные группы, кто летает во сне).
И может выясниться, что ребенок думал: “Я тут
один такой летающий, а, оказывается, есть еще
двое. Надо будет подойти поговорить”. Так могут
родиться новые симпатии и даже новые интересы. А
то ведь иногда проучишься в классе до выпускного
звонка, а разговора откровенного с кем-то за 6 лет
так и не случится.
Побудем немного солнцем, капелью и
старым домом
С точки зрения гештальт-психологии
человеку важно научиться живому и свежему
восприятию каждого момента жизни. Для того чтобы
практиковаться, может подойти любая тема,
предположим, сегодня такой-то день, начало
апреля. Какие ассоциации возникают с эти днем?
Как правило, говорят: солнце, тепло, капель,
романтическое настроение... И тогда можно
предложить ребятам придумать и разыграть сценку
на эти темы: один будет капелью, другой – тающим
снегом, третий – старым домом...
Что это дает? Возможность ощутить уникальность
ситуации, неповторимость этого солнечного
весеннего дня, который собрал нас всех вместе.
А ведь часто люди проходят по жизни, можно
сказать, формально. Вспомните рассказ о
Маленьком принце: важный взрослый пишет какие-то
свои бумаги, и ему совсем не интересен мальчик,
который спрашивает: зачем ты живешь и что значит
любить?.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|