Выступления записала
Елена ЛИТВЯК
Задачка для настоящих хозяев
А что, если сделать содержанием
образования не набор знаний, а... житейскую
компетентность?
В конце мая в Москве в Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования прошла Всероссийская
научно-практическая конференция
“Дополнительное педагогическое образование в XXI
веке”. Одна из секций была посвящена проблемам
сельской школы.
Булат Халяфович Юнусбаев,
Башкирский институт развития образования,
заведующий кафедрой естественных наук
– Наш регион – традиционно сельский, и
наши сельские школы во многом основываются на
национальных традициях, обучение строится с
учетом местной сельской специфики не на словах, а
на деле. Мы включаем в программы башкирских
сельских школ изучение народной культуры,
ремесел. В данный момент я занят разработкой
концепции традиционной башкирской сельской
школы. Сейчас уже можно с уверенностью сказать,
что жизнеспособная сельская школа стоит на двух
основаниях – сохранении родной культуры и
активном включении в сельскохозяйственное
производство на современном уровне.
У нас в регионе сейчас очень активно
разрабатывается модель школьного опытного
хозяйства. Мое глубокое убеждение, что
школа-хозяйство, в которой содержание
образования связано с сельскохозяйственным
трудом, – наиболее перспективный путь для
сегодняшних сельских школ. Но не с
низкоквалифицированным, ручным трудом, а с
использованием современных агротехнологий. Я не
случайно сказал именно о школьном опытном
хозяйстве. Здесь, так же как и в настоящих опытных
хозяйствах, велика доля интеллектуальных затрат.
Не просто на грядках выращивается картошка, а что
ни делянка – то какой-нибудь опыт, выведение
нового сорта, выполнение заданий ученых и так
далее. В школьном опытном хозяйстве ученики
получают возможность применять на практике
знания по химии и биологии, что позволяет
большему количеству сельских ребят поступать в
вузы. Но многие выпускники школ остаются на селе,
потому что у нас нет таких проблем с обеспечением
их рабочими местами, как в других регионах. В
Башкирии сохранилась база прежних колхозов и
совхозов, так что в город уезжать необязательно.
Мы пошли по пути создания не только массовых
сельских школ, но и элитарных – сельских лицеев,
гимназий, агролицеев. Десять лет назад, когда мы
начинали работать в этом направлении, к идее
таких школ относились довольно скептически, не
надеялись, что они получат распространение. А
сейчас в республике успешно работает несколько
агролицеев, они обеспечены компьютерами,
хорошими кадрами. Цель работы таких компьютерных
классов – не подготовка программистов, а
воспитание современной сельской интеллигенции.
Кадры – вечная проблема всех сельских школ.
Когда мы начали искать пути ее решения,
оказалось, что на селе огромная масса
специалистов с высшим агрономическим
образованием, зоотехники, инженеры остались без
работы, в то время как в школах не хватает
преподавателей естественных дисциплин –
биологии, химии, географии. И мы сейчас
разрабатываем, правда пока только на
региональном уровне, программу переподготовки
таких специалистов в учителей для сельской
средней школы. Собираемся открыть для этого
специальный факультет. Надеемся, что со временем
получим лицензию и сможем готовить таких
преподавателей не только для Башкирии, но и для
всей России.
Галина Васильевна Пичугина,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Института общего
среднего образования РАО,
Москва
– В сельском среднем образовании сложилась
сейчас противоречивая ситуация. С одной стороны,
педагоги прекрасно понимают, что наиболее
перспективный путь – готовить в сельских школах
настоящих земледельцев, прививая детям не только
любовь к труду, но и реальные навыки работы с
землей. С другой стороны, никто не имеет права
ущемлять в образовательных возможностях
сельских детей по сравнению с городскими. А это
означает: для того чтобы выпускники были
конкурентоспособными, программы сельских школ
нужно ориентировать на поступление в вузы. Но
практика показывает, что такие ученики, проходя
сложнейшие курсы химии и биологии, хорошо владея
теоретической информацией, не могут ответить на
самые простые вопросы из их реальной жизни,
связанные с сельскохозяйственной тематикой.
Периодически мы проводим анкетирование в
сельских школах и однажды предложили такое
задание: “Вы нашли у себя в сарае бутылку с
ядохимикатами, срок годности которых давно
истек. Предложите, как можно утилизировать их без
ущерба для окружающей среды”. В этом вопросе
смешаны и химия, и биология, и экология, и простая
житейская мудрость, а старшеклассники не могли
правильно ответить.
Одна из существенных проблем организации
учебного процесса в сельской школе заключается в
том, что учителя совершенно не владеют активными
методами обучения, хотя столько книг уже об этом
написано. В редких случаях педагоги учат детей
спрашивать, сравнивать, делать выводы. Часто они
сообщают некоторую информацию, дети старательно
ее выучивают, воспроизводят, и все. Самое
страшное, что дети боятся думать самостоятельно.
В результате такой постановки учебного процесса
получается колоссальный разрыв между теорией
учебников и реальной жизнью, делающий обучение
бессмысленным.
Сейчас все больше говорится о практичном
западном подходе “образования для жизни”. Тем
более представляется необходимым ориентировать
школьное обучение на селе так, чтобы если не
через специальные предметы, то хотя бы в рамках
общеобразовательных сельские дети приобретали
бы элементарную сельскохозяйственную
грамотность, навыки, которые они смогут
применять на своем собственном огороде. Недавно
в издательстве “Дрофа” вышел учебник “Основы
ведения крестьянского хозяйства”, базирующийся
на таком “жизненном” подходе, существуют
учебники по основам растениеводства и
животноводства, курсы химии, ориентированные на
сельскохозяйственное производство. Конечно,
компетентностный, а не знаниевый подход к
образованию влечет за собой существенное
снижение объема информации, которой оперирует
ученик, но при этом вырастает уровень его общего
развития. Однако пока существует разрыв между
запросами вузов, по-прежнему ориентирующих школу
на накопление сведений, и насущной потребностью
в житейской компетентности выпускников, нам
будет очень трудно вводить какие-то разумные
инновации в сельской школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|