Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Поговорим и разойдемся?

Ни одна из ключевых проблем экономики
образования до сих пор не решена.
И пока мало надежд, что парламентские
слушания здесь смогут что-нибудь изменить

18 июня в Москве должны пройти парламентские слушания, посвященные экономическому аспекту реформы образования.
Эти слушания на самом деле уже перезрели. Их нужно было проводить еще год назад, настолько ситуация в этой сфере безнадежна.
Пока еще мы мечемся по кругу: финансовый норматив, связанный с государственным образовательным стандартом, затем, кажется, уже ставшая вечной дилемма трансферт – субвенция, потом увеличение зарплаты учителям, оптимизация коммунальных платежей (счетчики тепла, воды и т.п.) и, наконец, свежая тема – Государственные финансовые обязательства (ГИФО). Именно реальная возможность введения ГИФО скорее всего и стала причиной того, что депутаты все-таки решили проводить слушания. Все, что обсуждалось раньше в контексте реформирования системы образования, не сдвинулось ни на шаг. Посудите сами.
1. Трансферты так и остались единственным источником школьных средств в большинстве регионов. Ни о каких субвенциях уже и речи не идет. А это значит, что “образовательные деньги” так и будут служить основой двойной бухгалтерии. Расчет суммы трансферта будет происходить по реальным или даже завышенным потребностям школ, а расходование прибывших из центра трансфертов – по сиюминутным потребностям региона. При этом все законно и никаких претензий.
2. Скорость движения к нормативу настолько медленна и методология его расчета, выдвигаемая Министерством образования, настолько неэффективна, что принятие закона о финансовом нормативе в образовании может, как это ни парадоксально, уменьшить объем школьных средств.
3. А вот с увеличением реальной зарплаты учителям теперь придется подождать. Одобренная правительством программа изменения межбюджетных отношений делает ЕТС примерным документом, а муниципалы вряд ли станут по собственной инициативе (из собственных источников) увеличивать зарплату бюджетникам.
4. Реформа ЖКХ реально для школ не опасна, применение в ближайшем будущем счетчиков тепла и воды не предвидится.
Поэтому жизнь школы течет параллельно дискуссиям о модернизации образования. Денег в бюджете стало больше – зарплаты пошли.
Но на ремонт денег по-прежнему не хватает, и на оборудование, и на книги для библиотек.
Так что все части модернизации, связанные с экономикой школы, – пустой звон.
А вот эксперимент по единому экзамену худо-бедно сдвинулся с места. И хотя министерство одно время пыталось сделать вид, что единый экзамен отдельно, а ГИФО – отдельно, но теперь, оказывается, оно так не думает.
Значит, и введение ГИФО не за горами.
Значит, пора созывать парламентские слушания и вновь давать бой реформаторам.

Парламентские слушания как механизм демократии

Но победы здесь не будет ни за кем, потому что парламентские слушания никаких властных полномочий не имеют – их решения носят рекомендательный характер.
Депутаты и участники слушаний обменяются с трибуны резкими высказываниями (одни – об антинародной сущности модернизации и особенно введения ГИФО, а другие – о необходимости как можно быстрее ввести нормативное финансирование и вдобавок принять закон о государственных образовательных стандартах, которые якобы связаны с нормативом), страсти покипят-покипят, а затем все спокойно разойдутся...
Многие депутаты и участники прошлых слушаний по образованию уже не раз высказывались о том, что эффективность их низкая, а время и силы, потраченные на подготовку, не окупаются результатом. И создается впечатление, что такая безрезультатность всем выгодна.
Правительство и министерство не получают оформленного послания от парламента: ну подумаешь, поговорили и разошлись. Разве что в Думе все проходило, а так могли бы собраться и в сквере Большого театра или на Красной площади – никакой разницы.
Региональные и местные органы управления тоже к таким слушаниям равнодушны – мало ли что там в Москве обсуждают...
А большинство директоров и учителей просто не знают о том, что прошли слушания.
А другие граждане, родители например, и знать не хотят.
Но на самом деле парламентские слушания, с нашей точки зрения, единственный действующий в России демократичный механизм обсуждения самых болезненных вопросов политики, в том числе и образовательной.
И главное – парламентские слушания – это почти единственная возможность сформулировать общественное мнение относительно той или иной болезненной проблемы.
Как узнать, что думает общество по поводу экономики образования? Если правильно построить слушания – это может стать известным. Что значит правильно?
Если депутаты действительно хотят узнать, что думает общество про экономику образования, они найдут экспертов, найдут общественные институты, у которых есть своя точка зрения, и т.д.
Таким образом, парламентские слушания могут стать действенным механизмом демократического общественного обсуждения любой проблемы.
Могут, но не становятся.

Деньги давай!

Основной мотив экономических требований в образовании – деньги давай!
Школьные финансы – идеальное поле для политического популизма. Требуй больше бюджетных денег для образования – заработаешь политический капитал.
А поскольку денег всегда не хватает (не только школе), то способ надежный и вечный.
При этом само качество образования не обсуждается – слишком сложно. Как объяснить обществу, что кризис финансирования школы связан не только с отсутствием денег в муниципалитетах, а и с тем, что неэффективным стало то, чему учат?..
Если парламентские слушания 18 июня по-прежнему будут проходить под девизом “Деньги давай!”, толку от них будет мало.
Если они будут проходить под девизом “Долой ГИФО!”, станет ясно, что слушания организованы ректорским корпусом.
Если парламентские слушания пройдут под флагом защиты устаревших, но так и нереализованных идей, такие слушания лучше было и не собирать.
Как на самом деле пройдут эти слушания и какое влияние окажут на развитие ситуации – скоро узнаем.

От редакции. Когда номер подписывался в печать, стало известно, что парламентские слушания на тему “Концепция реформирования системы образования: экономический аспект” были перенесены на осень по просьбе Министерства образования. В принципе этого можно было бы ожидать. Ведь примерно за две недели до назначенного срока на вопрос корреспондентов газеты “Первое сентября” об их участии в предстоящих слушаниях ведущие специалисты говорили о том, что их никто не приглашал.
По мнению директора Центра образовательной политики Государственного университета – Высшая школа экономики Татьяны Клячко, причина отмены слушаний состоит в том, что основные документы по модернизации образования – концепции ГИФО, нормативного подушевого финансирования, реструктуризации сети сельских школ – находятся в стадии разработки. Поэтому говорить пока не о чем: предмет для обсуждения отсутствует. В связи в этим закрадывается крамольная мысль: а может, и экономики образования как таковой не существует? Или руководство отрасли само находится на перепутье и не готово предъявить обществу свою сколько-нибудь обоснованную позицию по самому главному, можно сказать, базисному вопросу образовательной политики? Второе, к сожалению, больше соответствует реальному положению дел. Остается лишь надеяться, что ситуация неопределенности – явление временное и вскоре мы получим ясные ответы на волнующие всех нас вопросы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru