Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Из статьи Энни Пол “Что могут родители?”
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Война родителей с генами

Неужели отпетые мошенники и герои вырастают
из детей с одинаковым темпераментом?

Было время, когда считали, что родители полностью в ответе за то, какими вырастут их дети. Потом решили, что наследственность главнее всего и ее не исправишь. А сейчас ученые утверждают, что при умелой работе с врожденными наклонностями родители могут воспитать вполне счастливого, здорового ребенка. Утешает, не правда ли? Хотя многие к этому утверждению относятся с подозрением.

Вот какие выводы сделаны в одном из самых продолжительных – 12-летнем исследовании, проведенном университетом Джорджа Вашингтона: роль родителей в развитии ребенка сравнительно мала, и велико влияние генов. “Нас расстроило это обстоятельство, – признался доктор Рейс, – и мы стали искать, что еще может влиять на становление тех или иных черт характера, и не нашли ничего сколько-нибудь решающего. Опять оказывалось, что на успешное развитие ребенка больше всего влияют гены: из-за них он хорошо или плохо учится, общается со сверстниками, подвержен дурному влиянию”.
Правда, доктору не поверили ни родители, несмотря на старания средств массовой информации, ни коллеги-ученые. Хотя никто не брался утверждать, что поведенческие гены контролируют каждый наш шаг, а, наоборот, наследственность находится в сложном воздействии с факторами окружающей среды. И теория эта гораздо более тонкая и мотивированная, чем просто идея наследственности как судьбы.
Наследственность вряд ли стоит понимать однозначно, ее правильнее было бы представить в виде гибкой взаимозависимой цепи запросов и откликов: генетический имидж человека вызывает те или иные реакции окружающих и поэтому не может оставаться неизменным. Это и понятно: на долю жизнерадостного ребенка выпадет больше положительных эмоций и одобрения взрослых, чем на долю замкнутого; симпатичному чаще улыбаются, умного охотнее хвалят, ловким чаще восхищаются. А качества, которые диктуют подобные реакции взрослых, со временем формируют стереотип восприятия. И все потому, что изначально гены диктуют то или иное поведение, соответствующее нервной системе ребенка. Одни плохо адаптируются в новых условиях, другие остро на все реагируют, третьи инертны в любой ситуации. Таким образом, из заданного природой спектра возможностей каждый выбирает то, что ему больше по душе, что наилучшим образом соответствует его генетическому типу, и с годами выбор не уменьшается, а увеличивается.
Гены и факторы окружающей среды взаимодействуют куда более активно, чем мы можем себе представить. Обычно родителям бывает понятно хотя бы в общих чертах, какие качества унаследовал их ребенок, и поэтому они, подчас не задумываясь, создают гармоничные условия для их развития. И мы видим совершенно иную картину, если по тем или иным причинам – личным, социальным – родители игнорируют природные наклонности ребенка, и тогда они либо нивелируются, либо поведение становится неадекватным.
Диалог генов и окружающей среды усложняется, когда в семье появляются младшие дети. И хотя в среднем они наследуют 50 процентов тех же самых генов, остальные пятьдесят диктуют другие запросы, и потому иные факторы той же самой среды становятся решающими для их развития. Все как в притче о слоне, которого слепой трогал то за хобот, то за ногу, то за хвост и представить себе не мог, что это за животное.
Если верить исследованиям, дети сами интуитивно направляют свое развитие в определенное русло, делая тот или иной выбор, тем или иным образом реагируя на события, людей. И только потом подключаются родители, корректируя и интерпретируя генетически заданное поведение. От того, насколько умело, тонко и точно у них это получается, зависит, каким образом проявятся природные данные их ребенка. И значит, если в будущем психологи научатся корректировать реакции родителей, то можно будет избегать негативных генетических влияний.
Но в каждом конкретном случае нельзя с уверенностью сказать, хорошее или плохое поведение диктуют ребенку гены. Правда, ученые уверены, что родителям под силу понять, как именно нужно вести себя с ребенком, чтобы проявились те или иные черты характера и полезные навыки.
Медлительный малыш требует больше терпения, чем активный. Если мы открыто выражаем недовольство его неудачами, то положительных результатов придется ждать гораздо дольше, чем если бы мы были настроены изначально доброжелательно. Конечно, можно заставить левшу бросать мяч правой рукой, говорят ученые, и поначалу это будет выглядеть забавно, однако если продолжать настаивать на том, что бросать мяч нужно правой, мы разовьем в ребенке то, что по природе своей является для него слабостью, а не силой. Во избежание ошибки лучше придерживаться принципа, что, чем больше ребенок будет знать и уметь, тем легче и вернее он выберет то, что действительно ему нравится и подходит.
“Один и тот же темперамент у отпетого мошенника и у космонавта, – утверждает Дэвид Ликкен, занимающийся генетикой поведения в университете штата Миннесота. – Если ребенок агрессивен и неуправляем, с ним трудно. Проще всего наказывать, злиться и наконец пустить все на самотек. Но в умелых и ласковых руках из того же самого ребенка может вырасти человек, которому и звуковой барьер будет по силам одолеть”.
Но если бы все было так просто. Ведь несмотря на всю серьезность и обоснованность той или иной теории развития личности ребенка, нельзя безоглядно поверить в то, что гены решают за нас, родителей, абсолютно все. И вот мы опять в начале пути. Кто на этот раз окажется прав: ученые или мы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru